Как разговаривать с ребенком о происходящем в мире и не травмировать его психику?
Говорить в спокойном тоне
При общении дети обращают внимание и реагируют как на слова, так и на эмоции взрослого, а еще прекрасно «считывают» общее напряжение. Именно поэтому начинать разговор на тему конфликтов стоит, только если удалось побороть (насколько это возможно) собственное волнение. Ребенка нужно заверить, что он и его близкие в безопасности, а также показать свою готовность обсуждать любые детские страхи и опасения. Так он не будет бояться неизвестности и сможет ощущать постоянную поддержку.
Чтобы уберечь неокрепшую детскую психику и не давить на ребенка своим мнением, лучше говорить о политических событиях без эмоциональной оценки и тем более осуждения сторон. Это важно потому, что дети воспринимают позицию родителей как истину. Неаккуратные формулировки могут создать ошибочное понимание ситуации и сформировать у ребенка предубеждения, которые останутся с ним на долгие годы.
Общаться на одном языке согласно возрасту
Обсуждая ситуацию в мире, которая беспокоит миллионы взрослых и детей, важно использовать понятные для ребенка термины, сравнения и ассоциации. Маленьких детей до 5-6 лет однозначно не нужно «грузить» историческими фактами, сложными или пугающими словами. Беседу стоит свести к тому, что вскоре, как в известных детям сказках, плохое обязательно закончится. А самое главное – говорите «я рядом, и мы в безопасности».
Детей постарше, в особенности подростков, вряд ли удовлетворит обобщенное описание ситуации. Более того, школьники 13-17 лет могут иметь собственный, отличный от вашего взгляд на проблему. Поэтому оптимальное решение – последовательно и прямо отвечать на вопросы ребенка/подростка, избегая лишней информации, субъективной оценки и споров. Обязательно учитывайте уровень когнитивной зрелости и особенности психики вашего слушателя, чтобы его не травмировал разговор о недетских политических разногласиях. Можно использовать факты из личного опыта преодоления трудностей самим подростком.
Принимать любые эмоции ребенка
В ходе разговора у ребенка фрагмент за фрагментом будет складываться общая картина, которая может вызвать разные эмоциональные реакции. Помимо слов и интонаций родителя, они также зависят от климата в семье и примеров решения сложных вопросов. Взрослым нужно понимать, что абсолютно любые эмоции, включая слезы или злость – это способ отклика на стресс, дисгармонию или нестабильность, и попытка адаптироваться к новой реальности. Лучше изучить психологическое поведение детей и взрослых можно на серии лекций от Московского института психоанализа «За пределами психологии». Познавательные мероприятия проводятся в честь 25-летнего юбилея института.
Некоторые дети в кризисных обстоятельствах начинают чаще капризничать без повода, настойчиво требовать больше внимания и ласки – так они убеждаются в своей безопасности. Заверить ребенка в том, что мир вокруг него прочный и стабильный, позволяет проговаривание эмоций вслух, совместные игры и прогулки, воспоминания об успешно пережитых сложных ситуациях, телесная и арт-терапия. Важно показать, что жизнь продолжается, и она полна счастливых моментов в кругу самых близких.
Не спорить при ребенке из-за разных взглядов
Сейчас дети как никогда нуждаются в защите и чувстве безопасности, и подорвать их может не только негативный контент, но и эмоциональные споры родных между собой. Являясь свидетелем конфликта, ребенок испытывает страх, тревогу, а кроме этого, считает себя виновным в ссоре.
Безусловно, у вас с близкими могут быть разные, подкрепленные аргументами позиции, однако даже при полярном взгляде на политическую ситуацию вы остаетесь одной семьей и несете ответственность за эмоциональную стабильность маленьких слушателей. Ради спокойствия, комфорта и здоровой психики ребенка следует взять за правило: либо эта тема в стенах дома не обсуждается (только если ребенок сам не задает вопросы), либо взрослые находят компромисс и спокойно высказывают свою точку зрения, не переходя на личности и не пытаясь друг друга переубеждать.
О Московском институте психоанализа
Московский институт психоанализа — ведущий психологический вуз России, где обучается 14 500 студентов и слушателей из более 30 стран. Преподаватели — доктора и кандидаты наук, известные практикующие психологи. Преимуществом вуза является сочетание классического фундаментального образования с современными тренинговыми и супервизорскими практиками. Делает акцент на практико-ориентированное обучение – более 150 баз стажировок.
Институт входит в наиболее авторитетные российские рейтинги. По данным Kommersant.ru, занимает первое место в рейтинге зарплат выпускников направления «Психология».