Путешествия с детьми: почему каждый родитель должен показать мир своему ребенку?
Я всегда говорил, что две самые важные вещи, которые родитель может дать своим детям, это уроки плавания и загранпаспорт. Потому что и умение плавать, и умение путешествовать учат преодолевать свои страхи.
Когда мои дети были маленькими, они ходили в бассейн и теперь хорошо держатся на воде. С этим все было (относительно) просто. С путешествиями чуть сложнее. И дело не только в том, что тут труднее поставить какую-то цель. В плавании ведь как: ты либо плывешь, либо тонешь. А с путешествиями я, прямо скажем, задрал планку. Мне хотелось, сделать из них... как бы это сказать... вдумчивых путешественников.
Как только появилась возможность, я завел семейную традицию: одно большое путешествие в год. Чем дальше, тем лучше. Когда с деньгами было не очень, мы ездили по стране. Когда финансы позволяли — мы гуляли на все.
Например, мы всей семьей отправились в Японию. Храм Мэйдзи в Токио, улицы района Сибуя, рыбный рынок Цукидзи, музей анимационной студии «Гибли»... (Впрочем, моего 9-летнего на тот момент сына больше всего впечатлил туалет в отеле.) Или однажды мы рванули в Лондон, где нас ожидали и галерея Тейт Модерн, и шопингзагул в Fortnum & Mason, и спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — обе части в один день! (Впрочем, моей дочери, которой было 18, больше запомнились сырные тарелки, которые выставляли в отеле для всех желающих.) Я рассматривал эти путешествия как пищу для юных умов, как возможность вырастить из детей граждан мира.
И да, мне это льстило. Чем больше штампов украшало их паспорта, тем труднее было поверить, что я в их возрасте даже на самолете не летал ни разу. И я любил повторять им, в чем разница между туристом и путешественником. «Путешественник ведет себя так, словно его место здесь. Где бы он ни находился», — говорил я. И в конце концов я осознал, что пытаюсь внушить эту мысль не им. Я пытаюсь внушить ее себе. Я видел лишь малую часть этого мира, и мои дети стали для меня проводниками в наших путешествиях. Далекие страны, сложные маршруты, сотни достопримечательностей — возможно, я где то перестарался, но дети до сих пор с благодарностью вспоминают наши поездки.
Моей дочери сейчас 22, сыну — 16. Собрать всех для очередного большого путешествия все сложнее — у них теперь много своих важных дел. Наша последняя поездка перед локдауном была короткой. Мы сели в машину и укатили посмотреть океанариум залива Монтерей, который находится всего-то в пяти часах езды от моего дома в Лос-Анджелесе. Большую часть времени мы провели в дороге и даже в океанариуме не стали сильно задерживаться — вернулись в отель, чтобы отдохнуть перед ужином.
Сын и дочь спали, я сидел у окна, смотрел на залив и вспоминал молодого отца, который пытался напичкать детей впечатлениями — брал их в эпичные путешествия и надеялся, что это навсегда изменит их серое вещество в лучшую сторону. Я знаю, что путешествия помогли им стать теми, кем они стали. Но, возможно, не стоило так усердствовать. Возможно, учиться путешествовать — это как учиться плавать. Надо просто взять и погрузиться.
Среди прибрежных водорослей плескалась морская выдра. Я решил, что мы не пойдем на ужин, как было запланировано, а закажем еду в номер. Будем есть и смотреть ерунду по телевизору — как опытные путешественники, а не как туристы.