Не делайте это! Как НЕ объяснять детям про деньги?
Аля Баданина, бывший главред Cosmopolitan и мама двоих детей, делится своим опытом.
Наша дочь, которой 11 лет, у нас очень интересуется финансами, заработком, экономикой.
C самого раннего детства мы стараемся направлять экономический интерес Иры в правильное русло, например:
1. говорим о других. Когда она просит очередные модные кеды, мы считаем обувь всех членов семьи, включая бабушек и дедушек. Однажды, когда ей было около 5-ти, она сама увела меня из «Детского мира», куда мы отправились за гимнастическими балетками, но почему-то застряли у полки с золотыми туфельками... Увела меня во взрослый магазин и предложила купить сапоги для бабушки — вспомнила, что когда летом отдыхала у моих родителей, не обнаружила у них зимних бабушкиных сапог — ни одной пары!
Есть небольшой подвох у такого метода: обычно самым обувным и одежным человеком в семье все-таки оказываюсь я сама, приходится выкручиваться: «Совсем скоро ты уже сможешь примерять и мои наряды» или «Ну мне-то и лет больше, я накопила за все это время».
2. мечтаем вместе с ней. Наша любимая игра вне дома — «что если». Что если у нас вдруг появится тот самый миллион, что если мы переедем в другую страну, что если мы когда-нибудь построим собственный отель или откроем кафе. Развивать творческое начало в детях с помощью воображения очень полезно. При этом собственным примером могу немного корректировать или направлять наши мечты. Скажем, один раз я «пожертвовала» миллион в детский дом, прямо весь и без остатка, в другой — купила дом у моря для всей (!) семьи. Ириша поначалу «тратила» все полностью на себя, потом начала включать в свои фантазии и нас с мужем и братом, а в самый последний раз совершенно для меня неожиданно «поделилась» деньгами с мамой мальчика, которого мы накануне встретили на пляже и который страдал ДЦП.
3. играем. Любимое наше занятие дома — «Монополия», тут тоже свои нюансы: первые несколько игр мы еле выдержали, ребенком овладевал такой азарт, что она готова была на нас кинуться с кулаками. Обидно ведь, что кто-то вместо нее приобрел «Новый Арбат», да еще и по такой смехотворной цене! Но со временем Ира научилась справляться со своими эмоциями и проигрывать — это умение особенно ценно. Плюс, конечно, научилась очень здорово считать в уме, умножать, складывать многозначные числа моментально. Даже сейчас, когда ей бывает лень решить абстрактный пример, я говорю: «представь, что тебе срочно нужна оранжевая монополия, а для этого нужно сложить эти три числа», процесс идет гораздо быстрее.
4. считаем. Печенья, деревья, палочки, мелочь в магазине, будущую выгоду от отеля. Я часто сталкивалась с непониманием от людей старшего поколения: «Зачем ты грузишь ребенка математикой!» Но оставалась верна своему принципу: все, что ребенку дается легко, надо усложнять. Сейчас мы поступаем в математический лицей в пятый класс, и я вижу, как у дочери горят глаза, когда она решает задачки, скажем, по комбинаторике. И даже если поступить не получится, считать веточки и углубляться в эту науку мы не перестанем.
5. читаем книжки. Хочешь заработать миллион — читай, учись и все такое прочее. Пока ребенок еще не избалован примерами «халявной» жизни других, я стараюсь напирать на идею, что большее деньги заработать можно, но в основном собственным умом и усердием.
Три важные финансовые ошибки
3 ошибки с «я не куплю», которые я совершала и которые не советую совершать вам:
«Я не куплю тебе эту игрушку, потому что у нас нет денег». Крайне сомнительная фраза, особенно если через 15 минут вы купите себе платье. Или потратите приличную сумму в супермаркете, что в общем, для ребенка одинаково оскорбительно и непоследовательно. В подобной ситуации я теперь скорее скажу «Давай ты для начала научишься жить со всеми игрушками, которые у тебя есть. Я имею ввиду уборку в твоей комнате». Можно также предложить собрать ненужные игрушки и отдать их младших братьям-сестрам или другим маленьким детям. И только после этого вернуться к вопросу покупки новой — за это время ребенок, скорее всего, передумает, или наоборот утвердится в своем желании.
«Я не куплю тебе этот телефон только из-за того, что у Маши такой же». Почти все дети сравнивают себя с другими, и в общем, психологи уверяют, что это нормально. Тем не менее сейчас я предпочту услышать что-то аргументированное и основательное от своей дочери. Скажем, почему этот телефон лучше другого, какие у него характеристики, для чего они (эти характеристики) ей нужны. Пусть ответом будет «розовый цвет или прикольные кнопочки» — но это уже заявка на мысль, на что-то, что идет от индивидуальных предпочтений ребенка, а не от простого копирования поведения других.
«Я не куплю тебе путевку в лагерь, потому что ты плохо себя вел/учился». Я не отрицаю мотивации за счет подарков — это глупо в наш век коммерциализации всего и вся, — но я знаю границы и расставляю приоритеты. Во-первых, не стоит наказывать материально постфактум. То есть заранее предупредить о возможном бонусе можно, особенно если условие для ребенка вполне достижимо: «давай три дня еще позанимаемся, а потом съездим в музей». Во-вторых, есть некие базовые важные для ребенка вещи: мама его любит при любом раскладе, оценки — важны, но не самое главное, поехать в лагерь — святое, и не стоит этим спекулировать. То есть ребенок понимает, что глобальное и самое для него важное всегда будет при нем, но можно и еще заработать немного приятностей. Важно: озвучивать бонус не в прямом денежном выражении (не 100 рублей за пятерку).
Все дети и отношения с ними очень разные. Пожалуйста, расскажите, как вы решаете в вашей семье «финансовые» вопросы, во что играете, как поощряете, что говорите.