Великий и ужасный ЕГЭ: так ли страшен главный экзамен в жизни?

Без малого четверть века назад я окончил школу, а спустя пять лет праздновал получение диплома на журфаке МГУ, наивно полагая, что в моей жизни страница с экзаменами и выбором профессии пройдена раз и навсегда. Сейчас мне сорок, но эти темы волнуют меня едва ли не больше, чем тогда – на стыке XX и XXI века. Причина проста и понятна каждому родителю: дети подрастают и должны получить свои путевки в жизнь. Одновременно растет и моя тревога на этот счет.
Великий и ужасный ЕГЭ: так ли страшен главный экзамен в жизни?

«Мою дочь уже ждали на физтехе, но декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ лично позвал ее на экскурсию, и она решила учиться там», – множит мою тревожность коллега – главный редактор TechInsider Александр Грек. Успехи его пятерых детей легко поселят в душе любого родителя комплекс неполноценности.

Судя по статистике, в Москве вообще много если не вундеркиндов, то весьма одаренных ребят: в 2022 году около 37% столичных школьников на ЕГЭ набрали 220 баллов и выше за три предмета. Если оценить результаты этого экзамена за десять лет (а также успехи москвичей на всероссийских и международных олимпиадах), окажется, что московские старшеклассники умнеют год от года – в начале 2010-х отличников ЕГЭ было в три раза меньше.

Конечно, все это было бы невозможно без современных методов образования и разных цифровых сервисов, которые есть в Москве. Столичные педагоги сегодня могут обучать не только детей, но и учителей из других городов, рассказывая на своем опыте, какие программы и подходы дают лучший результат в подготовке детей к Единому госэкзамену. ​У меня три сына, которым 16, 14 и 5 лет. Старшему из них уже скоро предстоит улучшить (или нет) статистику столицы. Естественно, как и у большинства родителей, у меня есть серьезные сомнения и опасения.

– Саша, ты вообще думаешь о ЕГЭ?начал я издалека (мне-то кажется, что я думаю про грядущие экзамены куда больше, чем он).

– Знаешь, это сложно. Сложно выбрать те предметы, которые сдавать, – стал рассуждать ребенок, собираясь гулять и глядя на меня сверху вниз (гонку в росте я проиграл ему еще в прошлом году). – Да и вообще, принимать серьезные решения о том, кем ты будешь в жизни, в 16–18 лет неправильно, ведь в этом возрасте хочется свободы и беззаботности, а не сидеть целыми днями за учебниками и тетрадями.

Впрочем, сидят за учебниками сегодняшние школьники совсем не так, как это делали их родители. На моих глазах к испытанию Единым госэкзаменом в этом году готовятся старшие дети многих друзей, и я с интересом слежу за этим процессом (как-никак нам повторять этот путь через год). Их рассказы по-настоящему впечатляют. Если в наше время поступление в вуз без репетиторов было практически невозможным, то сегодня новые подходы в обучении изменили правила игры в лучшую сторону. Продолжают они меняться и прямо сейчас.

Оказывается, с ноября в столице провели пробные ЕГЭ по всем предметам школьной программы. Они полностью воссоздали все процедуры реального экзамена. Это сделали впервые, и больше ни в одном регионе нет такой практики. Школьники смогли заранее пережить то, что ждет их уже через несколько месяцев. И такие экзамены помогли им объективно понять свой уровень знаний.

А с февраля изменился сам формат школьной подготовки. Ребята рассказали, что у них в 11-м классе во втором полугодии все обучение развернуто в сторону именно тех предметов, по которым они собираются сдавать экзамен. Программу многих уроков они прошли за первое полугодие без лишних повторений, и теперь освободившееся время заняли практикумы, посвященные только тем дисциплинам, которые они выбрали для ЕГЭ.

Таким образом, тем, кто сдает литературу, больше не придется сидеть на биологии, и наоборот. При этом на практикумах не будет ни оценок, ни контрольных – только разбор заданий ЕГЭ.

На мой взгляд, это самый правильный путь. В 11-м классе голова школьников все равно занята только будущими выпускными экзаменами, и здорово, что теперь именно в школе во время обычных учебных часов (а не в выходные и по вечерам) можно целых четыре месяца готовиться к ним, не отвлекаясь на то, что ребята уже сами для себя сочли второстепенным. Обучение становится более персонифицированным: у каждого выпускника свой учебный план, что не может не радовать.

Ежедневные практикумы занимают не менее 40 процентов учебного времени (чем больше предметов выбрал для экзамена ребенок, тем больше эта доля). Это полноценная замена репетиторов, а значит, и экономия денег родителей (чему я, конечно, тоже рад). Кстати, несмотря на эти изменения, в расписании второго полугодия по-прежнему остаются уроки, особенно важные для развития личности и поддержания здоровья: математика, история, обществознание, литература, физкультура и русский язык в новом формате практикума.

В этом году 400 столичных школ (43 тысячи школьников, или около 80% московских выпускников) участвуют в этом пилотном проекте, над которым работали эксперты, методисты и педагоги. Кроме того, Москва создала еще и множество цифровых решений для учеников старшего класса.

Например, после пробных ЕГЭ дети получили индивидуальные рассылки с видеоразборами тех заданий, в которых они ошиблись. Там же собраны интерактивные пособия с материалами и тестами из «Московской электронной школы» (МЭШ) по выбранным предметам.

Вообще, в библиотеке МЭШ, с которой знаком каждый столичный родитель, собрано свыше 1,7 миллиона единиц образовательного контента, часть которого помогает готовиться именно к экзаменам. Это не просто оцифрованные учебники, но и, например, виртуальные лаборатории, где можно бесконечно ставить эксперименты с дорогим и редким оборудованием. А в этом году в МЭШ добавили больше трех сотен видеоразборов заданий по каждому предмету от лучших педагогов города специально для выпускников.

Удивительно, но в Москве предусмотрен даже фактор психологической подготовки к экзаменам. Для детей, которые волнуются и хотят стать более стрессоустойчивыми, психологи, учителя и выпускники прошлых лет записали больше сотни специальных видеороликов с советами и лекциями – все они также доступны в МЭШ.

Наверное, именно в этом и заключается главный прогресс, который произошел в обучении на наших глазах. Новый подход к формированию программы 11-го класса, оцифровка школьного и вузовского образования и подключение EdTech-проектов вроде того же МЭШ позволяют использовать время предельно эффективно и брать максимум от офлайн- и онлайн-возможностей.

Пока ребенок гулял, я решил пройти один из предэкзаменационных тестов и неожиданно для самого себя увлекся.

Мне кажется, когда к поступлению готовился я, столько возможностей не давали все мои репетиторы, вместе взятые. К тому же к ним еще нужно было ездить, тратя время, которое так жалеет мой сын, не только «на сидение за учебниками», но еще и на дорогу.

Вместе с этими изменениями трансформируется роль родителей и учителей: они становятся гидами по постоянно растущим базам информации, доступным в любой момент через сайты и мобильные приложения, которые призваны не только улучшить знания, но и избавить от лишних страхов.

Разобраться в библиотеках и базах данных просто – интерфейс и логика понятны интуитивно. Так я, например, уже к возвращению ребенка с прогулки изучил все, что сегодня дает Москва своим школьникам, и набросал для него некий план подготовки к ЕГЭ.

Итак,

  1. Во-первых, доступные только в столице пробные ЕГЭ по всем предметам (они помогут ребенку в том числе научиться оптимально распределять время на задания).
  2. Во-вторых, сдача ЕГЭ самими родителями – правда-правда, родители пишут ЕГЭ, а потом их ответы проверяет эксперт (мне кажется важным, когда ты сам на своем опыте знаешь, что именно представляет собой экзамен).
  3. В-третьих, уже упомянутая выше проработка с помощью МЭШ проблемных для сына тем, которые выявят пробные экзамены.
  4. В-четвертых, упор на написание сочинения, за которое можно получить хорошие баллы, если в обязательные 150 слов уложить все, что требуется (будем тренировать этот навык).
  5. Ну и в-пятых (хотя я бы поставил этот пункт на первое и самое главное место), максимальное использование того, что дает московская школа (вместо занятий с репетиторами). Если бы в мое время обучение в 11-м классе было настолько акцентированно развернуто в сторону будущего экзамена, мне было бы куда проще. До сих пор помню, как хотелось спать (особенно на тех уроках, которые, как я уже понимал, в будущей профессии мне не пригодятся) и как после восьми уроков надо было ехать через полгорода на дополнительные занятия.

Что ж, теперь ЕГЭ уже не кажется мне таким уж страшным. Надеюсь, и сын после такой подготовки пройдет его легко и пополнит число столичных отличников.