Выходим на лед: что нужно, чтобы вырастить чемпиона
За успехами нашей сборной, которая в данный момент готовится к решающим матчам стадии плей-офф Олимпиады в Пекине, стоят годы тренировок, часы без сна и работа детских тренеров, нашедших и огранивших талант будущих звезд. Чтобы поставить воспитание вундеркиндов для национальной команды на поток, в 2018 году президент России поручил подготовить государственную программу по развитию хоккея среди детей и пообещал лично ее курировать. Но развитие началось задолго до этого решения — за последние годы построено 400 крытых арен, а после Олимпиады в Сочи выстроились очереди в детские школы. Интерес начали проявлять спонсоры, которые стали поддерживать не только взрослых, но и вкладываться в развитие детских хоккейных команд. Федерация хоккея России запустила национальную программу подготовки хоккеистов «Красная машина», вобравшую в себя все самые современные методики. Конечно, определенные проблемы остаются. Для подготовки хороших игроков нужны хорошие тренеры, которых пока, к сожалению, мало. Опыт зарубежных стран показывает, что для поиска и воспитания больших талантов важна массовость, тогда как ее в России пока не удалось достичь. Не все готовы уволиться с работы, чтобы уделять все внимание будущему игроку сборной России и сутками гонять вместе с ним шайбу во дворе. Государство тоже старается помогать талантам, особенно тем, кто из глубинки, но поддержать удается не всех.
«КУБОК ŠKODA»
В такой ситуации на первый план выходит спонсорская помощь — известные бренды зачастую предлагают поддержку юным талантам и их семьям. Кто-то спонсирует детские школы, кто-то закупает амуницию, а другие мыслят более широко и создают турниры, на которых часто зажигаются новые звездочки. Как, например, ŠKODA, один из самых известных автомобильных брендов, поддерживающий хоккей уже более четверти века. В этом году марка отметит 30-летний юбилей успешного партнерства — еще в 1993 году ŠKODA стала генеральным спонсором чемпионата мира по хоккею и остается им до сих пор. Поддерживает ŠKODA и отдельные сборные: например, в декабре чешский бренд отметил 11-летие официального партнерства с ФХР и спонсорства мужской сборной России по хоккею. Уже более десятка лет ŠKODA передает в пользование ФХР автопарк, предназначенный для передвижения представителей Федерации и тренерского штаба, а также обеспечивает логистику команды во время проведения открытых тренировок и игр.
Следуя своей философии семейного бренда, когда именно семья, ее повседневная жизнь и увлечения всех членов служат источником вдохновения, в ŠKODA Россия решили развивать юношеские соревнования. Хоккей — это семейная игра, а ŠKODA — настоящий семейный бренд, так что выбор направления не был случайным. Так родился международный юношеский хоккейный турнир «Кубок ŠKODA», который неизменно проходит при поддержке Федерации хоккея России.
Решение о проведении турнира было принято еще до Олимпиады в Сочи — первый Кубок состоялся в ноябре 2012 года. Но уже тогда было решено привести регламент турнира к олимпийскому формату. Новый чемпионат предложил молодым хоккеистам уникальную возможность выступить на большом льду и (для многих впервые!) окунуться в атмосферу большого спорта. На первый турнир, который прошел в Новогорске, собралось 16 команд с разных концов России, а первыми победителями стали «Белые медведи» из Москвы. Лучшим защитником десять лет назад стал Даниил Валитов, который, как и мечтали в ŠKODA, стал профессионалом и теперь играет в «Автомобилисте» из Екатеринбурга. Вырос в звезду и лучший бомбардир первого Международного юношеского хоккейного турнира «Кубок ŠKODA» Егор Соколов, который уже дебютировал в NHL в составе Ottawa Senators.
На втором международном юношеском хоккейном турнире «Кубок ŠKODA», прошедшем в 2013 году также в Новогорске, звезды продолжили зажигаться. Больше всех шайб на том турнире забросил Василий Подколзин, который сейчас считается одним из сильнейших молодых игроков мира и также играет в NHL. Турнир под патронажем ŠKODA раскрыл и талант Максима Березкина: тогда он был назван самым ценным игроком турнира, а ныне защищает цвета ярославского «Локомотива».
Валитов, Соколов, Подколзин и Березин — все они впервые громко заявили о себе именно на международном юношеском хоккейном турнире «Кубок ŠKODA», будучи 12-летними. Поэтому всем подросткам, любящим хоккей, обязательно нужно попасть на этот турнир — если не играть, то болеть за будущих игроков сборной.
В наши дни ребята играют не только против соотечественников, но и проверяют себя на фоне молодежи из-за рубежа. В 2018 году турнир перебрался в Екатеринбург и пригласил к себе команду из Чехии — с родины главного спонсора. Годом позже в Челябинске к чешским хоккеистам добавились латвийские. Последний на данный момент «Кубок ŠKODA» состоялся в апреле в Уфе — после годичного перерыва, вызванного пандемией. Финальный поединок столичных ЦСКА и «Динамо» завершился убедительной победой последних со счетом 6:1. Главный трофей — Кубок чемпионов — победителям передал глава марки ŠKODA в России. Очень важно и то, что маленьких победителей встречали взрослые — игроки уфимской команды «Салават Юлаев». Они поучаствовали в автограф-сессии, дав возможность детям встретиться лицом к лицу с кумирами. Свой мастер-класс провел легенда российского и мирового хоккея Павел Дацюк, который затем вручал медали победителям. С этого года он также является амбассадором «Кубка ŠKODA». Родителей же в это время ждал тест-драйв любого автомобиля из модельного ряда ŠKODA — семейного внедорожника KODIAQ, городского кроссовера KAROQ, стильного SUPERB, новой OCTAVIA и практичного RAPID. Можно было примериться, какой автомобиль лучше подходит для того, чтобы возить ребенка на тренировки и соревнования.
ŠKODA и большой хоккей
Как отмечалось выше, любовь чешской марки к хоккею не исчерпывается Кубком — марка выступает генеральным спонсором чемпионата мира по хоккею IIHF. Это сотрудничество занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории спортивных дисциплин. Ежегодно марка предоставляет парк автомобилей для организаторов мероприятия, а с 2018 года студии ŠKODA Design поручено создание награды для самого ценного игрока турнира. В 2021 году дизайнеров вдохновили следы от лезвий коньков на льду. Так получилась динамичная по форме и фактуре скульптура, выполненная из богемского хрусталя и напоминающая кусок льда. Ее вручили игроку сборной Канады Эндрю Манджапане.
ŠKODA AUTO Россия традиционно поддерживает и российский этап Еврохоккейтура — Кубок Первого канала, предоставляя в пользование Федерации хоккея России автомобили марки. Неудивительно, что в 2021 году прямо во время турнира был впервые представлен обновленный ŠKODA KODIAQ. Те, кому за руль еще рано, все равно могли попробовать себя в роли водителей: в зоне «ŠKODA Кроха» дети проходили «тест-драйв» за рулем машинок-каталок и в игровой форме знакомились с правилами дорожного движения. Весьма вероятно, среди них были будущие игроки сборной. Ну уж водители ŠKODA так точно.