«БелАЗы», бурильные машины и другие гиганты промышленности: наше путешествие в Норильск
Для этого в апреле этого года нам пришлось полететь в Норильск, где нас ждали «БелАЗы», бульдозеры и бурильные машины. Но на месте оказалось, что не только они.
На гребне руды
«Хорошие дороги на дороге не валяются!», — подмечает водитель микроавтобуса, скачущего по кочкам из аэропорта Норильска в город. — «Зато у нас пробок нет. И машины не угоняют. Не уедешь ведь никуда. Тундра! И этих, рэперов у нас тоже нет. В наших широтах сложно вырасти на улице».
Насчет дорог он немного лукавит, они здесь в целом в порядке, просто их очень мало. Один проспект (ожидаемо — Ленинский), несколько параллельных небольших улиц и объездная. Вокруг бесконечная снежная пустыня. Деться отсюда своим ходом действительно некуда. Мы и не собираемся. К тому же самолет уже улетел.
Проехав почти 50 километров, мы наконец оказываемся в самом Норильске — месте превосходных степеней. Здесь так много всего самого-самого, что он мог бы запросто посоревноваться с каким-нибудь Дубаем. По сути таким же городом в пустыне, только с небольшими географическими и климатическими поправками.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на карту мира, которая, конечно же, у нас всегда под рукой: Норильск — это самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек (если быть точными, здесь проживает 180 тысяч). И в самом северном городе находятся самые северные на свете — мост, мечеть, железная дорога, аквапарк, дата-центр, спортхолл, театр, хоккейная площадка. И все это в окружении зданий, выкрашенных, пожалуй, в самые яркие цвета, которые можно себе представить в архитектуре.
Находясь всего лишь в трехстах километрах к северу от Полярного круга, Норильск еще и один из самых холодных городов в мире (здесь он на несколько градусов уступает Верхоянску и Оймякону). Среднегодовая температура здесь — минус десять. Причем даже летом на термометре могут быть отрицательные значения. На этом месте мы невольно поежились и вспомнили, что в обязательную программу природных явлений входит еще и полярная ночь, которая длится 45 суток с 30 ноября по 13 января.
В общем, в этом месте планеты созданы все условия для того, чтобы на него никогда не ступала нога человека. Однако же геологу Николаю Урванцеву спокойно не сиделось, и в 1920 году его экспедиция обнаружила на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской крупные залежи каменного угля. А год спустя было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины.
И тут началось масштабнейшее освоение территории. Причем не вдоль и поперек, как всегда складывалось исторически, а вглубь. Город, заложенный гулаговской стройкой в 1930-е, начиная с 1953 года в самые короткие сроки превратился из лагерного поселения в главный город российского Заполярья.
По зловещей иронии судьбы в 1944—1948 годах репресированный и сосланный в Норильлаг Урванцев уже в роли каторжника принимал участие в поисках урановых руд для создававшейся в СССР атомной бомбы. Сам когда-то открыл, сам теперь и добыл.
На сегодняшний день (а сегодня у нас пятница) в норильских рудах сосредоточено более 35% разведанных мировых запасов никеля, почти 10% запасов меди, около 15% кобальта и более 40% платиноидов. В рудных минералах медно–никелевых руд — свыше 50 элементов таблицы Менделеева, 14 из которых имеют промышленное значение.
Благодаря мощностям градообразующего гиганта «Норильского никеля» все это успешно добывается, и хватит ресурсов еще на сто лет. Местные называют компанию комбинатом и очень гордятся причастностью к любого рода добычи, которая произносится здесь непременно с ударением на «о».
Возвращаясь к разговору о самом-самом: рудник «Скалистый» в Норильске — самый глубокий на территории Евразии. Он уходит под землю аж на 2 058 метров. Два с лишним километра вниз. Такое просто невозможно себе представить, а для норильчан — это ежедневная рутина. Только без латте в крафтовом стаканчике на рабочем месте.
В 1960-е, когда поняли, что Норильск — это не просто вахта, а полноценный город, всерьез рассматривалась идея возвести над городом купол, чтобы немного облегчить местному населению жизнь. Но от этой идее быстро отказались, поэтому по сей день здесь не избалованы тепличными природными условиями.
Зато комфорт для жизни во всех ее проявлениях обеспечивает «Норникель», постоянно чем-то увлекая и развлекая жителей. Благодаря тому, что президент компании Владимир Потанин возглавляет попечительский совет Фонда развития любительского хоккея «Ночная Хоккейная Лига», в Норильске уже не первый год проходят игры, о которых другие регионы не могут и мечтать. Несколько лет назад Потанин, который и сам активно тренируется, предложил проводить здесь благотворительные матчи с участием легенд отечественного и мирового хоккея.
Впервые такая встреча прошла в марте 2017 года. «Легенды хоккея» встречались с командой Ночной хоккейной лиги «Норильск». Итоговый счет – 11:5 в пользу звездной команды. Собрать удалось 1,2 миллиона рублей, и эту сумму удвоил «Норникель».
Второй матч в феврале 2018 года завершился со счетом 13:3 в пользу легенд. Тогда было собрано 1,3 миллиона рублей, и сумму тоже удвоили. Владимир Потанин поделил деньги между хоккейными клубами Норильска и Дудинки.
В марте 2019 года прошел третий матч. В этот же день Федерация хоккея России презентовала в Норильске Национальную программу подготовки хоккеистов «Красная машина». Счет — 14:10 в пользу мастеров хоккея. Собрали больше 1,5 миллиона рублей, удвоенную сумму направили на поддержку и развитие хоккея в городе.
В апреле 2021 в Норильске прошел четвертый благотворительный матч легенд хоккея — Вячеслав Фетисов, Валерий Каменский, Алексей Касатонов, Евгений Давыдов и другие чемпионы вышли на лед дворца спорта «Арктика» против норильских хоккеистов-любителейгода. Со счетом 12:7 выиграла звездная команда. В этом году суммарно было собрано 3,1 миллиона рублей.
И ты, руд?
Такие события дают норильчанам почувствовать, что на материке — как называют здесь Россию — о них помнят и заботятся. Но руда сама себя не откопает, поэтому времени на раскачку нет. Труд горняков под флагами «Норникеля» не предполагает традиционных для среднестатистического жителя крупного города неспешного включения в работу вприкуску с миндальным круассаном.
А также — никакой прокрастинации и бессчетных брейнштормов в переговорках. Единственное, что роднит шахтера со столичным модником — это хорошо скроенная одежда с названием бренда на видном месте. Разве что у норильчанина она с приставкой «спец».
С большими запасами ископаемых может справиться только большая техника. Управление ей — отдельный вид искусства. Горно-добывающая эквилибристика с элементами экстремального вождения. В Норильске гигантские машины встречаются сплошь и рядом. Причем как на земле, так и под ней. И, конечно, первое, что вызывает неподдельный ребяческий интерес — это колонна самосвалов с шильдиками BELAZ.
«БелАЗ» сразу бросает вызов. Для обычного человека, который обычно не соприкасаетсяя с транспортом весом больше трех тонн, это, безусловно, машина-провокатор. Сразу хочется забраться по лестнице на площадку перед кабиной и, как покоритель, посмотреть на окружающую действительно с высоты авто грузоподъемностью 55 тонн. Это самый компактный «БелАЗ» в серии (топовые гиганты могут перевозить до 450 тонн), но в масштабах привычного представления о технике, которой может управлять человек — это нечто малопостижимое.
Сразу начинаешь представлять, каково на этом гиганте заезжать во двор или парковаться на узкой улице с мыслью о том, что его невозможно погрузить на эвакуатор. Кстати, доставить в собранном виде в Норильск самосвал весом 40,5 тонны тоже невозможно. «БелАЗы» приходят по частям по Енисею, и они крепятся друг к другу уже на месте в специальных цехах. На сборку одного самосвала уходит всего три дня. Служит он потом около 15 лет.
В год исполинский автопарк «Норникеля», содержащий 449 больших машин специального назначения, перевозит 25 миллионов тонн грузов. Снова нереальная для неподготовленного сознания цифра. И тем удивительнее на фоне всего очевидного и невероятного выглядит кабина «БелАЗа».
Кажется, что там все должно быть космическое, непонятное и сложное. На деле же — несколько специальных кнопок, руль по структуре, как у карта, селектор переключения передач, как у «Лады», дисплей, как у любой современной машины — цифровой. Разве что магнитолы нет. Хотя при желании место для нее можно найти. Мощность дизельного двигателя 522 силы при крутящем моменте 2731 Нм, максимальная скорость 55 км/ч.
Чтобы научиться управлять «БелАЗом», достаточно восьми часов теории и пары дней практики с инструктором. Как бы странно ни звучало по отношению к спецтехнике, но этот самосвал интуитивно понятен с первых минут нахождения в нем. Сразу после восхождения на него. По крайней мере, пока он неподвижен. Может, и к лучшему, что заводить его и не стали.
Глубоко пойдут
А вот чтобы увидеть машины в действии, пришлось спустить на двести метров под землю. На учебный полигон «Корпоративного университета "Норильского никелья", где готовят машинистов самоходного дизельного оборудования и машинистов буровых установок в условиях, максимально приближенных к реальному производству.
На базе действующей шахты «Ангидрит» рудника «Кайерканский» оборудованы учебные подземные выработки и слесарная мастерская. И самое интересное — работают машины, которые используются на горных предприятиях.
После прохождения подробного инструктажа, облачения в форму (ту самую с крупным логотипом), водружения на себя самоспасателя (устройства, позволяющего дышать в отсутствии воздуха) и приладке коногонки к каске, успешно сданного теста на отсутствие алкоголя и спуска в базой наконец удалось увидеть в деле двух монстров подземного царства. Погрузочно-доставочную машину (ПДМ) Caterpillar R1600 и самоходную буровую установку (СБУ) Boomer S1D.
Первая машина — это такой бульдозер, которые загребает ковшом руду, складываясь пополам (колеса у него не поворачиваются), резко отскакивает назад, выпрямляется и мчится в месту, куда нужно высыпать все содержимое. За раз Caterpillar R1600 может зачерпнуть около 10 тонн. Причем, как и в случае с «БелАЗом» — это был самый маленький представитель семейства.
Находясь в кабине, сразу сложно сориентироваться, куда нужно смотреть. Ковш сбоку, а ехать прямо. Из-за шума двигателями мощностью 208 кВт и пыли в какой-то момент вообще теряешься в пространстве. Для того, чтобы управлять таким агрегатом, нужно большое терпение. А еще не лишней будет ловкость и прозорливость — чтобы быстро находить нужные рукоятки и кнопки и предугадывать ситуацию заранее. Зачерпывать руду — это не на бордюр случайно заехать. Тут нужны и руки, и голова. Желательно соображающая.
Переходим в другую часть полигона — и видим, как СБУ Boomer дырявит условные места для бурения в специальном кубе. Эта гидравлическая проходческая буровая установка предназначена для подземных горных выработок и тоннелей сечением до 31 м².
Выглядит все так, будто гигантское жало впивается в плоть. Каждое касается бура поверхности сопровождается громким хлопком, и становится понятно, почему для машины выбрали именно такое название. Хотя звук скорей напоминает не «бум», а что-то вроде «хдыщ».
Тут не то что стоять под стрелой страшно — рядом находиться не по себе. При этом машина источает величие и полезность. Может, она неповоротлива, но зато у нее есть суперсила и супероружие, которому гидравлика придает впечатляющую мощь.
Глядя на эти машины, понимаешь, что в процессе работы на них, просто некогда загрустить, выгореть или впасть в апатию. Есть зона ответственности, есть план, есть инструмент. Нужно просто брать и делать. Здесь и сейчас. Неплохая мотивация для гостей с материка.