Билеты на аукционе за 100 тысяч: новогодний «Щелкунчик» в Большом театре снова оказался в центре скандала
Аукцион с билетами по 100 тысяч и просмотр онлайн для тех, кто не смог заплатить
25 ноября в телеграм-канале Большо театра появилось сообщение о начале продаж билетов на новогодние показы балета «Щелкунчик» в Большом театре. Стало известно, что 2 декабря в 10:00 по московскому времени можно будет попытаться попасть на «главную зимнюю сказку». Официально продавать билеты аланируют только на сайте театра по «специальной программе»: не болше четырех штук в одни руки, с указанием имени и номера паспорта каждого зрителя, без возможности переоформления на другого посетителя. Так решили бороться со спекулянтами, из-за которых цены на билеты взлетают до небес.
Казалось бы, Большому театру наконец удалось урегулировать вопрос с ценами на самый популярный балет. Но следующие пункты «специальной программы» буквально взорвали широкую общественность и телеграм-каналы. Оказалось, что часть билетов будет доступна к приобретению на аукционе, в котором «смогут принять участие как физические, так и юридические лица». Стартовая цена на билет в партер — 100 тысяч рублей за двоих. Поход семьей с двумя детьми — уже 200. И не факт, что кто-то не предложит больше.
Также указано, что часть собранных средств будет направлена на поддержку артистов Большого театра. Кроме того, накануне Нового года «впервые в истории» Большого театра пройдет общедоступная прямая трансляция балета «Щелкунчик», которая «позволит жителям самых отдаленных городов и населенных пунктов страны, а также поклонникам великого русского балета во всем мире присутствовать на главном новогоднем празднике России».
Реакция общественности и соцсетей
Соцсети и телеграм-каналы эмоционально и не без иронии отреагировали на такую праздничную новость. Шутят и про зарплату, которую надо потратить на поход на знаменитый балет, и про альтернативные постановки в других театрах «подешевле», и про билеты на «Щелкунчик» как самостоятельную валюту.
«Большой театр включил антикризис по представлению "Щелкунчик", заявив, что будет продавать билеты через специальную систему по схеме АУКЦИОНА, а также уточнив, что спектакль впервые в истории будут транслировать в онлайне, чего надо еще? Особенно порадовал вот этот пункт про сбор средств в поддержку артистов Большого театра. А зарплату они не получают? Новелла с онлайн-трансляцией (впервые в истории!) выглядит просто сущей дичью: поход в театр — это праздник, который планируешь заранее и берешь с собой пусть и щедро оплаченное (по цене крыла от самолета), но хорошее новогоднее настроение. Какое настроение ты берешь с собой, когда пытаешься посмотреть стрим на какой-нибудь платформе, понять сложно», — «Беспощадный пиарщик».
«Судя по новостям, увидеть "Щелкунчика" в Большом театре в этом сезоне можно будет разве что во время прямой трансляции. Но что, если вы все-таки хотите провести праздничный новогодний вечер не у монитора, а в театре, причем не по цене чугунного моста (красного бриллианта)?», — Jewellery Digest.
«Маразм крепчает», «Фьючерсы на щелкунчик можно выпустить», «Я предлагаю выпустить билеты на "Щелкунчик" как самостоятельную бумагу для торговли на бирже», «Можно их еще и токенизировать, чтобы менять на биткоен по курсу один к одному. Но давайте просто позавидуем тем людям, которые смогут открыть аукционную площадку в рабочий полдень второго декабря и делать ставки на балет. От лица юридических, простите, например, лиц», «Про продажу билетов на "Щелкунчика" за биткойны по курсу 1:1 — очень смешно! К этому все и идет» — пишут в телеграме.
«Мало того, что в Большом безумные цены теперь на все, включая утренние спектакли, я из-за этого даже заходить на сайт афиши театра давно перестала, а когда-то это был любимый релакс-ритуал, поймать хорошие билеты в дни начала продаж на Новую сцену, особенно на утро и день. Теперь все. А для аукциона завели специальный сайт. И написано, что часть средств от билетов пойдет "на поддержку артистов Большого театра". То есть у самого Большого театра с такими новыми ценами на билеты средств на своих артистов не хватает, а часть (!) вырученных от аукциона (!!) денег пойдет на поддержку», — возмутилась журналистка Арина Бородина.
Завышенные цены на новогодние постановки и элитарное искусство
Попасть в Большой театр на «Щелкунчика» всегда было непросто. Посмотреть на легендарный балет на музыку Петра Чайковского, в котором показывают тот самый прогремевший на весь мир великий русский балет, где под новогодней елкой творятся чудеса, стремятся миллионы. Это считается и престижным, и частью традиции, и главным туристическим аттракционом.
Ежегодно вокруг покупки билетов, цены на которые только растут, разгораются скандалы. Даже если на официальном сайте театра появляются билеты по доступным ценам, приобрести вы их сможете далеко не всегда. Перейдя по ссылке, вы, как правило, будете перенаправлены на страницу с «ошибкой». Дальше начинаются предложения перекупщиков, где цены уже достигают 200 тысяч за билет и далее. Ситуацию возмущает многих, раскритиковал недоступность «Щелкунчика» в том числе бывший премьер Большого театра и ректор Академии Русского балета имени Вагановой в Петербурге Николай Цискаридзе.
«Сегодня, мне кажется, наши главные театры могут посещать только очень состоятельные люди, потому что ценовая политика не радует меня как зрителя. Не может билет на спектакль стоить столько, сколько составляет месячный оклад человека. Это ненормально. Сейчас, когда я прихожу и вижу, что рядами пусто, мне очень грустно. Люди не в состоянии приобрести билеты. Основные билеты — у спекулянтов на Театральной площади. Это наши налоги содержат все эти театры, поэтому для нас это должно быть доступно. Хочу напомнить, что, допустим, из бюджета и других источников Большой театр получает почти 5 млрд рублей. Это немаленькие деньги совсем», — отметил он.
Тем временем композитор и эксперт в области искусства Семен Кривенко-Адамов отметил, что балет в России традиционно считается элитарным видом искусства, и это является основной причиной повышенного ажиотажа: «В менталитете культурно-ориентированного сегмента общества по-прежнему сильны снобистские традиции: люди готовы отдавать большие деньги, несмотря на то, что постановка с тем же актерским составом может стоить в разы дешевле, проходи она не в столице или в другое время года».
Как создается ажиотаж
Проблему с билетами в самый главный театр страны традиционно связывают с перекупщиками. В 2019-м даже Госдума даже приняла закон о «билетной мафии», но это не помогло.
«Помним до сих пор эти невероятные очереди у Большого театра, когда люди стояли часами за билетами на "Щелкунчик". Но перекупы успели раньше всех и выставили заветные места за космические суммы на вторичном рынке. Страшная несправедливость, искусство должно быть доступно для всех. И это еще повезло, если билеты настоящие. Подделок на перепродаже тоже бывает много», — пишет канал «Бахчисарайские гвоздики».
В прошлом году традиционная давка на Театральной площади достигла апогея. Желающие попасть перед Новым годом на заветного «Щелкунчика» едва ли не жили в палатках рядом с кассами. А толпу разгоняли сотрудники ЧОПа.
Чтобы духовно обогатиться и приобщиться к великому искусству, люди почти дрались за места в очереди. Дело в том, что в 12 ночи, перед тем, как купить билет, надо еще получить браслет с индивидуальным номером, который позволит встать в эту очередь в кассу. Появляются даже браслеты и билеты на место в этой самой очереди, за которыми также охотятся спекулянты. Кроме того, по информации некоторых источников, билеты в ложи Большого и на часть мест в партере принадлежат спонсорам театра и в свободную продажу вообще не поступают.
Почему все так хотят попасть на «Щелкунчика» перед Новым годом
Впервые знаменитый балет на музыку Петра Ильича Чайковского представили в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. В Москве его показали 21 мая 1919 года. Либретто по мотивам рождественской сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в переводе Александра Дюма сочинил Мариус Петипа. Постановка за долгие годы переживала множество изменений. В итоге ее сделали более праздничной, и «Щелкунчик» стал главным новогодним представлением в Большом театре.
В центре сюжета — победа добра и любви над злом, чудесное превращение игрушки в виде маленького уродливого человечка по имени Щелкунчик в прекрасного юношу, за которого выходит замуж главная героиня. Вместе они путешествуют к вершине рождественской елки, на фоне которой празднуется их сказочная свадьба. «Щелкунчика» показывают и на сценах других театров, но на протяжении многих лет увидеть этот балет именно в Большом перед Новым годом считается чем-то очень важным, престижным и необходимым для того, чтобы проникнуться по-настоящему праздничным настроением.