Как сегодня живут настоящие иудеи-ортодоксы и чем им можно заниматься
Три года назад сервис Netflix предложил публике очень небанальное телешоу — израильский сериал «Штисель», уже ставший культовым на родине героев. Высокий класс израильских сериалов не новость, но эпос о семье Штисель оказался для зрителей открытием мира, недоступного не только для гоев. Это мир так называемых харедим — современных иудеев-ортодоксов, «людей в черном» из иерусалимского квартала Меа-Шеарим.
Вот уже третий сезон «Штиселя» смотрят запоем, хотя в нем нет особого экшена, а поначалу он вообще напоминает ретромелодраму о странных религиозных фанатиках. Это настоящий эксклюзив: сценарист Йонатан Индурский сам вырос в семье харедим и показывает их жизнь изнутри с любовью и полным знанием дела. У неизраильского зрителя не раз возникает желание, так сказать, спросить раввина, чтобы понять все реакции героев — Штиселя-отца (Дов Гликман), вдовца и преподавателя хедера, и Штиселя-сына (Михаэль Алони), молодого художника. От частностей конкретного телешоу переходишь к общему вопросу: каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции? Разобраться в этом нам помогли лекции центра «Эшколот» и другие специализированные ресурсы.
Учиться, учиться, учиться
Главная цель жизни правоверного иудея — изучение Торы, которое приводит к исправлению мира. 613 заповедей Торы и многочисленные комментарии к ней мужчины учат с детства и до бесконечности: сначала в хедере, потом в иешиве, потом в колеле, ну и самостоятельно каждый день. Учение именно мужская обязанность, женщины от нее освобождены. Раввин (рабби) — не духовное звание, а академический титул: знаток Торы, получивший религиозное образование.
Прочие заботы только отвлекают иудея от главного предназначения, хотя и не порицаются, если не нарушают заповеди и не становятся самоцелью или тратой времени. В принципе, правоверный еврей вполне может заниматься спортом или фитнесом для поддержания физической формы, если сумеет делать это скромно, по заповедям, не нарушая субботу и не пересекаясь с женщинами. То есть проще выбрать шахматы.
Выделяйся, но скромно
Скромность — основа ортодоксального еврейского стиля. При этом еврей должен выделиться среди неевреев, этот принцип родился в древности как противовес греческому влиянию. Современный ортодокс в любой толпе тоже сразу виден по одежке. Каждая деталь этой одежки может быть истолкована на основе Торы. Толкований почти столько же, сколько толкователей, то есть кошерных вариантов много. Черные костюмы только кажутся одинаковыми — в деталях они различаются, как мундиры божьих воинов из разных полков, то есть общин. При желании можно найти в сети не один одежный определитель харедим, а мы выделим общие принципы.
Ортодоксальный еврей полностью одет и всячески закрыт даже в жару и дома наедине с собой. Это не значит, что тело без одежды считается неприличным — наоборот. Оно сотворено по образу Бога, и человек, имеющий тело, считается более совершенным, чем бестелесные ангелы. Правильная одежда магически защищает его.
Поэтому для молодого героя «Штиселя» дерзким выходом за рамки становится купание в озере Кинерет. Неслыханное дело: ортодокс снимает шляпу и пиджак, закатывает штаны до колен, и в таком неприкрытом виде ложится в воду.
«Летающая тарелка» или чернобыль
Постоянно покрытая голова — знак скромности и смирения перед Богом. Тип головного убора тоже указывает на религиозную общину: харедим различаются по фасону кипы, загибу полей шляпы и расположению ленты на тулье. Каждая деталь вплоть до количества нитей в кисточке кипы имеет значение и богословское истолкование.
Шляпу ортодоксы надевают не вместо кипы, а поверх нее. Штисели в сериале предпочитают фетровые шляпы плуш, прозванные «летающими тарелками». Такие шляпы указывают на то, что их носители принадлежат к старой иерусалимской династии. Экстравагантные меховые шапки — спондики, штраймлы и косматые чернобыли — праздничные варианты. А в непогоду недешевую шляпу прикрывают полиэтиленовым пакетом. Выглядит экстравагантно, но практично.
Костюм
Черный костюм с белой рубашкой — повседневная униформа. Для праздников есть халаты и кафтаны, атласные, шелковые, белые, узорные и в полоску — в зависимости от традиций общины. Обязательная деталь — пояс: он обозначает необходимое по талмудическим соображениям разделение верха и низа. Одежда застегивается справа налево, потому что правая сторона — сторона блага, и она должна перекрывать левую сторону суда, то есть зла. Правые лацканы выходных кафтанов превосходят левые по длине.
Из-под пиджака правоверного еврея всегда выглядывают длинные белые кисти. Это цицит — сплетенные нити, прикрепленные к углам малого талита (талеса), повседневного варианта молитвенной накидки. Малый талит не снимают даже дома в знак постоянного подчинения воле Всевышнего. Цицит должны напоминать о заповедях Торы и побуждать к их исполнению.
Обувь против смерти
В одном из трактатов Талмуда говорится: «Еврей должен продать крышу своего дома, чтобы купить себе обувь». Иудеи разуваются только в особых случаях — например, во время траура. Обувь — это очень важно, ведь она соприкасается с землей, что в каббалистической традиции связано со смертью. Обувь не только защищает от грязи — в ней накапливается смерть. Ботинки покойника, в отличие от его одежды, нельзя никому отдать, их уничтожают.
Для живых по тем же причинам желательна обувь без шнурков — правильные хасидские ботинки должны надеваться без помощи рук. Но это только в идеале. Обуваться предписано с правой ноги, а шнуровать ботинки — наоборот, с левой, поскольку тфилин во время молитвы привязывают на левую руку. Обувь, конечно, должна быть закрытая. Зато у гурских хасидов в ходу гольфы: черные в будни и белые в праздник. Эти гольфы называют «казацкими»: их носят с короткими, по колено, штанами или заправляют в них брюки, что имитирует казацкие сапоги.
Красота — это борода
Можно подумать, что для иудея с его постоянным устремлением к Богу нет самого понятия физической мужской красоты. Это не так. Среди еврейских мудрецов даже есть символ такой красоты — рабби Йоханан, один из составителей Талмуда, живший в III веке. Он отличался силой и исключительной красотой, которую описывают весьма поэтически: «Тот, кто хочет увидеть красоту рабби Йоханана, пусть принесет чашу чистого серебра, наполнит ее зернами красного граната, увенчает край ее венком из красных роз и поставит между солнцем и тенью». При всем при этом у рабби было одно «но», из-за которого его нельзя признать эталонным еврейским красавцем: у него почему-то не было бороды.
Борода — главное достоинство правоверного еврея. Если не погружаться в талмудические тонкости, борода у мужчины должна быть по очень простой причине: она есть у Бога и была у изначального человека. По божественной бороде нисходит благословение. Как и все элементы еврейского лука, борода нагружена символами. Например, она символизирует неукрощенную природу — хаос, силы зла, которые рядом, на краю лица. И наоборот: первая растительность, проступающая на щеках юноши, напоминает святые буквы Торы.
Бороду можно подстригать, но ни в коем случае не брить. Самые последовательные хасиды дают бороде вольно расти, для удобства подкалывая ее специальными заколками.
Пейсы
В оформлении бороды ортодоксы следуют правилу: «Не стригите голов ваших кругом, и не порти края бороды твоей». В качестве краев иудеи не стригут пряди на висках — пейсы. Вид пейсов опять же различается в зависимости от религиозной общины: одни их туго завивают, другие слегка распускают, третьи закладывают за уши. У Штиселей пейсы вьются свободно — это иерусалимская традиция. Совсем не носят пейсы любавичские хасиды (хабадники), и на это у них есть свое талмудическое обоснование.
М + Ж
Тора и Талмуд дают ответы на любые вопросы еврейской жизни, и сексуальная ее сторона — не исключение. Основное положение: у мужчины должна быть женщина — и это не просто естественно. Женщина создана Богом «по воле своей» в помощь мужчине, поэтому считается более совершенным творением, ведь она сотворена не из земли, как мужчина, а из его ребра, то есть из облагороженного материала. Поэтому женщинам нет необходимости учить Тору и выполнять весь молитвенный ритуал, предписанный мужчинам.
Отражение различной природы М и Ж талмудисты видели даже в основной сексуальной позе (условно — миссионерской): партнеры смотрят на то, из чего они созданы, мужчина — на землю, женщина — на мужчину. Другие позы не запрещены, но, так сказать, могут вызвать проблемы. Половой акт в принципе является делом богоугодным, и он не должен быть скучной рутиной — сексуальная страсть означает присутствие Бога. Именно в сексе, как говорят каббалисты, пара достигает божественного единства и становится цельным совершенным человеком.
Божественный секс
Секс — религиозная обязанность женатого еврея. В субботу, когда запрещена почти любая деятельность, секс не просто разрешается, но поощряется. Муж должен не просто спать с женой, но качественно удовлетворять ее, «отвечая на ее желание». Оптимально — два раза в неделю, с поправкой на условия труда. Талмудический трактат о брачных договорах возвещает: «Как часто должен человек иметь близость с женой? Сказал рав Элиэзер: человек незанятый — каждый день; поденный работник — дважды в неделю; погонщики ослов — раз в неделю; погонщики верблюдов — раз в тридцать дней; моряки — раз в шесть месяцев». Остается сообразить, чьим трудозатратам соответствует работа современного мужчины.
Инициатива в сексе принадлежит именно женщине, и пренебрежение ею считается преступлением против Торы. Цель сексуального общения — радость, любовное слияние, а не деторождение как таковое. А вот с посторонней женщиной ортодоксу нельзя оставаться наедине даже по работе — во избежание обвинения в прелюбодеянии. Когда это все же происходит, дверь обязательно оставляют приоткрытой.
Лекарства от соблазнов
Легко догадаться, что мастурбация и связи вне брака в иудаизме осуждаются, поэтому половозрелый еврей должен всячески избегать соблазнов. Во-первых, не смотреть на соблазнительное, во-вторых, не фантазировать, а главное — избегать праздности и безделья. Есть и особые методы вроде чтения псалмов в определенном порядке. Если ничто не помогает, можно попробовать укротить эротические фантазии, представив себя перед лицом родителей и духовных наставников. В семействе Штиселей проблема визуальных соблазнов в городском транспорте решалась так: отец отдавал мальчику собственные очки, в которых тот ничего не мог разглядеть.
Но лучшее средство от искушения — пораньше жениться. Причем женитьба никак не связана, например, с достижением финансовой самостоятельности. Жених, который учится, предпочтительнее того, кто занят бизнесом или чем-то еще. Подобрать пару помогают посредники, профессионально занятые сватовством, — шадханы. Процесс еврейского «знакомства с серьезными намерениями» называется шидух. Он помогает избежать стихийности и ослепления чувствами.
Шидух — принципиальная противоположность случайной встрече: семьи договариваются с шадханом, который устраивает потенциальным жениху и невесте церемонное свидание в людном месте. Свои впечатления участники свидания выражают не друг другу, а свату. Важно отбраковать «не то» вовремя, поскольку разрыв совершившейся помолвки чреват позором, предпочтительнее свадьба и развод. Шидух кажется торжеством рациональности, но вполне может стать и романтическим пересечением сердец.
Между молитвами и мечтами
Неженатый ортодоксальный еврей 27 лет — именно такой стал главным героем сериала «Штисель» — вызывает подозрения: что за странность, какой у него «дефект»? У молодого Акивы Штиселя нет серьезного конфликта с религиозной средой, но есть порывы, непонятные окружающим. Он хочет быть художником, а не учителем в хедере, он видит сны и влюбляется в красавицу, «дважды вдову» старше себя. Все это не запрещено, но странно и несерьезно для окружающих. Реально ли найти баланс между традиционным образом жизни и артистической вольностью души, пожалуй, главная тема израильского телешоу. Она близка не только тем, кто носит пейсы и перед каждой трапезой благословляет Господа Бога, Царя Вселенной.
Важные термины
- Харедим — «трепещущие (перед Богом)». Так называют себя ортодоксальные иудеи, придерживающиеся образа жизни, в основе которого лежит Тора и строгое исполнение ее заповедей. К харедим относятся несколько религиозных общин со своими традициями.
- Тора и Талмуд — основы иудейского религиозного закона. Тора — это священные книги Ветхого Завета. Талмуд — многотомные комментарии к ним.
- Каббала — мистическая традиция в иудаизме, изучающая тайны божественного откровения, которые скрыты в Торе.
- Хедер — начальная религиозная школа для мальчиков.
- Иешива — высшее религиозное учебное заведение.
- Колель (колел) — высшее религиозное учебное заведение для женатых студентов.
- Талит (талес) — накидка с полосами по краям, которой иудеи накрывают голову во время молитвы. Большой талит изначально был частью верхней одежды, заменявшей и плащ, и одеяло. Малый талит — четырехугольная накидка вроде пончо с кистями на углах. Ее носят под пиджаком так, чтобы выглядывали кисти — они должны напоминать о заповедях Торы.
- Кипа — круглая шапочка без полей, символизирующая благочестие и подчинение воле Всевышнего. Кипа, она же ермолка, может быть вязаная или тканевая, многогранная или гладкая, плоская или остроконечная с кисточкой.
- Тфилин — два амулета в виде кожаных коробочек, куда заключены отрывки из Торы, написанные на полосках пергамента. Во время молитвы тфилин привязывают ремнями ко лбу и к левой руке в знак связи с Богом.