Что делать, если вы сбили лося: как избежать штрафа и какие ошибки могут стоить вам жизни?

После встречи с 500-килограммовой тушей мы отделались царапинами, автомобиль сильно не пострадал, в общем, нам круто повезло, учитывая обстоятельства.
Теги:
Что делать, если вы сбили лося: как избежать штрафа и какие ошибки могут стоить вам жизни?
Unsplash
Личный опыт, который не стоит повторять: мы ехали глубокой ночью из Москвы в Тверскую область по магистрали М-9. Это не глушь, тем не менее с лосем мы встретились прямо на неосвещенном участке дороге между населенными пунктами. Животное стояло параллельно отбойнику, поэтому мы заметили его не сразу, несмотря на включенный дальний свет. Водитель моментально затормозил и попытался уйти в правую полосу, но испугавшийся лось повторил его маневр и впечатался в левый бок автомобиля. Удар был сильный — стекло с водительской стороны разлетелось в пыль, часть лобового промялась, мы сразу же остановились на обочине на аварийке — в осколках и шерсти животного.
Содержание статьи

Взрослый лось весит в среднем 500 килограммов и к тому же передвигается на длинных сильных ногах. Поэтому обычно при столкновении животное падает на машину сверху, разбивая лобовое стекло и проминая крышу. Добавить к этому силу удара, и все может закончиться очень плачевно, если не знать, как правильно уходить от столкновения. 

Автомобиль после столкновения с лосем
Автомобиль после столкновения с лосем
Фото из личного архива
Автомобиль после столкновения с лосем
Удар пришелся на левую сторону автомобиля
Фото из личного архива
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая ошибка

Мы не заметили знак 1.27 «Дикие животные». Тем не менее скорость сбросили и ехали максимально аккуратно, поскольку буквально за несколько минут до столкновения нас предупредила другая машина о том, что на пути могут встречаться лоси.

Знак 1.27 «Дикие животные»
Знак 1.27 «Дикие животные»
rusdorznak

Этот знак устанавливают на участках, где дикие животные чаще всего выходят на проезжую часть. Он не обязует водителя менять скоростной режим и носит лишь рекомендательный характер. Фактически, автомобилист может не снижать скорость, а при столкновении с животным наличие знака не будет считаться отягчающим обстоятельством. Но мы на собственном опыте убедились, что предписания игнорировать не стоит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая ошибка

Через минуту на неосвещенный участок выскочил еще один автомобиль: неизвестно, видел ли он аварийный сигнал, но он точно не заметил тушу лося на своей полосе. Машина перевернулась и проехала еще 100 метров на капоте. К счастью, водитель тоже отделался сильным испугом и порезом на колене. Возможно, если бы автомобилист увидел людей, то успел бы затормозить. При первой возможности перед телом животного нужно установить знак аварийной остановки со светоотражающими элементами, который будет предупреждать других водителей.

Фото из личного архива
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третья ошибка

Кто-то советует оттащить бедное животное с дороги, но делать это категорически нельзя — даже если лось еще жив: Минлесхоз предупреждает, что за это предусмотрена уголовная ответственность, такие действия могут быть квалифицированы как браконьерство. Мы даже не приближались к телу лося, но узнали о запрете уже после аварии. Сотрудники ГАИ сами вызовут работников охотинспекции, которые уберут животное с дороги.

Вызов 112

После второго ДТП с участием другой машины мы сразу набрали «112» — думали, что мужчине в перевернувшемся авто нужна медицинская помощь. Диспетчеру необходимо было назвать точный километр шоссе, на котором произошла авария — найти эту информацию можно по столбикам на дороге, в режиме панорамы в картах или нажав на локацию в Яндекс.Картах. В большинстве случаев на плашке отображается название трассы, координаты и номер километра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вызов ГАИ

Ответственность за сбитого лося всегда лежит на водителе. Согласно закону «О животном мире», все дикие особи в пределах территории Российской Федерации принадлежат государству и являются частной собственностью. Так, например, за одного сбитого лося назначается штраф в размере 80 тысяч рублей, за оленя — от 30 до 70 тысяч рублей, за косулю — 40 тысяч рублей, за кабана — 30 тысяч рублей.

Для оформления сотрудники ГАИ потребовали страховку и паспорт. Водитель также обязан написать объяснение с подробным описанием ДТП: личные данные, место и время аварии, была ли попытка избежать столкновения, характер повреждений, нанесенный автомобилю. В нашем случае страховка покрывала штраф, выставленный Министерством природы, но ремонт машины лег на владельца автомобиля. Если страховки нет, то автомобилист вкладывается не только в ремонт машины, но и оплачивает пошлину за сбитое животное из собственного кармана.

Если после столкновения животное убежало, водитель все равно обязан вызвать ГАИ, чтобы оформить аварию. 

Самое опасное время, когда вы можете встретить лося на дороге

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что в период с ноября по март вероятность встретить лося увеличивается в разы. Минэкологии выпускает памятку в начале августа, предупреждая о начале гона животных — считается, что с этого момента лоси могут чаще выходить на дороги общего пользования. Мы же встретили лося в начале июня — и причем не одного. За 4 часа дороги рядом с проезжей частью стояли минимум 5 непуганых животных. МВД утверждает, что лоси могут пересекать дорогу в любое время года по самым разным причинам.

Чаще всего ДТП с участием лосей случаются в темное время суток — просто потому что движение на дороге становится не таким оживленным, а видимость снижается в разы. Однако животное может неожиданно выбежать на дорогу и днем — просто реакция водителя будет быстрее, а шанс избежать столкновения — выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как избежать столкновения с лосем на дороге?

Freepik

Обращайте внимание на знаки

Сетки от диких животных стоят далеко не везде, а вот на знаки с ограничением скоростного режима и протяженностью участка гона лосей, оленей и других лесных жителей, установлены в самых популярных местах. Снижайте скорость, если видите знак 1.27 «Дикие животные».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снижайте скорость на опасных участках дороги

Даже при отсутствии знака 1.27 «Дикие животные».Особенно в темное время суток. Оптимальная скорость для прохождения маневра уклонения автомобиля на дороге считается 69 км/ч — не больше. При этом у водителя должно быть достаточно опыта, а автомобиль — достаточно укомплектован, чтобы сделать «лосиный тест» прямо посреди шоссе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Термин «лосиный текст» придумали шведские журналисты в 1997 году, когда проверяли способность Mercedes A-класса объезжать внезапно появляющиеся препятствия. В итоге «лосиный тест» стал обязательным критерием для проверки заводских автомобилей по всему миру: автомобиль разгоняется до 100 км/ч, затем водитель оттормаживается и примерно за 2 метра до препятствия перестраивает машину на соседнюю полосу, а после возвращается на свою сторону. «Лосиный тест» считается пройденным, если автомобиль во время такого маневра не занесло и не снесло — допускается лишь небольшое проскальзывание передних колес.

Нажми и смотри

Включите дальний свет

Уже в сумерках включайте дальний свет: говорят, что животное можно увидеть по зрачкам, которые будут работать как светоотражатели. Нам это не помогло: лось стоял параллельно отбойнику и стал заметен, только когда повернул голову.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Держитесь левой полосы

В нашем случае этот совет оказался бы вредным, но чаще всего лоси выбегают на дорогу со стороны обочины — на левой стороне у вас будет больше времени на маневр. При этом следить важно и за дорогой по встречному движению: лоси могут стоять у отбойников, переходить полосы по встречке, выскакивать с обочины.

Держитесь за большим автомобилем или фурой

Совет для самых терпеливых водителей. Не пытайтесь обогнать медленную фуру: она ваш лучший щит от диких животных в темное время суток. Лось не будет вклиниваться между большим авто и вашей машиной, а водитель грузовика сможет раньше увидеть опасность на дороге.

Что делать, если столкновения не избежать?

  • Не закладывайте руль резко в сторону, чтобы избежать удара: во-первых, на соседней полосе может находиться другой автомобиль, во-вторых, вы скорее пострадаете не от столкновения с лосем, а от резкого съезда машины в кювет или встречного ДТП.
  • Тормозите. Даже если нет варианта провернуть «лосиный тест», просто остановите автомобиль, насколько оперативно это получится сделать. Это лучше, чем не глядя сворачивать на соседнюю полосу или в кювет.
  • Скорректируйте траекторию удара. Чуть помятая машина сбоку — лучше, чем пробитое насквозь лобовое. Если столкновения не избежать, пусть удар придется по касательной.