Что не так с Sukhoi Superjet 100, и почему на нем отказываются летать знаменитости?
Возгорание российского «Суперджета» в Антальи
24 ноября при посадке в турецком аэропорту Антальи загорелся двигатель самолета Sukhoi Superjet 100 российской авиакомпании «Азимут». Также сообщалось о повреждении левого шасси. Как пишет телеграм-канал Mash, самолет мог удариться левым крылом о взлетную полосу, что и стало причиной возгорания. Пассажиры рассказали, что почувствовали при приземлении жесткий удар, после которого начался разлив топлива.
Пожар удалось оперативно потушить. Никто из пассажиров летевшего из Сочи лайнера не пострадал, всех экстренно эвакуировали. Представители авиакомпании назвали причиной случившегося сильный ветер. Следственный комитет тем временем пытается установить все обстоятельства произошедшего.
Известно, что этот самолет месяц назад уже получил повреждения при вынужденной посадке. 16 октября SSJ-100 выполнял рейс из Минеральных Вод в Иваново и совершил вынужденную посадку во Внуково. Во время приземления из-под него пошли искры. Тогда выяснилось, что у воздушного судна была течь гидрожидкости и повреждены створки шасси.
Знаменитости отказываются летать на «Сухом»
Одной из первых случившееся в турецком аэропорту прокомментировала Ксения Собчак. Она высказалась в своем телеграм-канале: «Я много раз говорила и повторю еще: если вы цените жизнь, НЕ ЛЕТАЙТЕ "Сухим"! Это не самолет, а реально "ужас, летящий на крыльях". В моем райдере нет черной икры и шампанского, как у многих звезд, но всегда жесткое требование к организаторам: только боинги и аэробусы до точки назначения. И только "Аэрофлот" — у них лучшая статистика по России».
Ранее стало известно, что летать на «Суперджете» отказывается звезда сериала «Слово пацана» Никита Кологривый. Телеграм-канал «База» ознакомился с райдером актера, в котором прописано, что если артисту необходимо добраться до съемочной площадки на борту воздушного судна, то он предпочитает любой самолет, кроме «Суперджета». В документе этот пункт выделен жирным шрифтом.
Аварии c «Суперджетами»
Аварийные ситуации происходят с «Суперджетами» не впервые. Например, в тот же день, что и происшествие в Антальи, 24 ноября, еще один SSJ-100 «Азимута» совершил аварийную посадку в Красноярске. Причиной инцидента назвали неисправность гидравлики передней стойки шасси. Борт выполнял рейс Минеральные Воды — Уфа — Красноярск, никто из пассажиров или членов экипажа не пострадал.
Самым трагичным случаем с Superjet 100 стала авария в мае 2019 года. Тогда лайнер авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Мурманск, вернулся в Шереметьево после попадания в корпус молнии и при посадке загорелся. Спаслось 37 человек из 78, находившихся на борту. Росавиация назвала виновным в случившемся командира воздушного судна Дениса Евдокимова, которого приговорили к шести годам колонии. Сам он не признал свою вину. Стоит отметить, что никто из потерпевших и потерявших родных в катастрофе претензий к пилоту не выразил. Они подали иск в Парижский суд против пяти зарубежных и одной российско-французской компании, которые производили комплектующие для лайнера.
Что не так с Sukhoi Superjet 100
«Суперджет» (Sukhoi Superjet 100) — это российский гражданский самолет нового поколения, рассчитанный на сто мест, пришедший на смену устаревших советских лайнеров. За его создание отвечает отечественная компания «Гражданские самолеты Сухого» и несколько иностранных разработчиков и производителей — американских, французских и немецких. Предполагалось, что воздушные судна с комплектующими от мировых фирм будут также продавать на экспорт.
Первый «Суперджет» собрали в 2006 году, а к 2023-му выпустили 230 самолетов. Российские авиакомпании использовали около 150 лайнеров. Зарубежные пробовали закупить SS-100, но в итоге отказались от них. Мексиканская Interjet и ирландская CityJet заявили, что из-за дефицита комплектующих лайнеры долго простаивали без дела и не окупали себя.
Сами российские авиакомпании не раз жаловались на то, что у этих самолетов бывают сбои в работе оборудования, а запасные детали вместо сломавшихся приходится искать слишком долго. В условиях санкций ситуация только ухудшилась. Поэтому на сегодняшний день главной задачей отечественных разработчиков и производителей запчастей для «Сухого» является качественное импортозамещение. Ожидается, что новая модель будет называться Sukhoi Superjet New. На разработку выделили около 130 млрд рублей, однако разработать самолеты, соответствующие заявленным характеристикам, оказалось непросто. Пока сроки поставок таких лайнеров на продажу сдвинули с 2024 года на 2025–2026 годы.