5 катастроф в СССР, которые замалчивали десятилетиями
1. Байконур
В октябре 1960 года произошла крупная катастрофа на космодроме «Байконур». Взрыв новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 был засекречен. Председателем испытательной комиссии назначили главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) — маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Стремление совершить запуск к годовщине Октябрьской революции повлекло за собой множественные нарушения в технике безопасности.
Преждевременный запуск двигателя второй ступени и взрыв ракетного топлива в баках первой ступени произошел из-за того, что топливная система была негерметична даже во время предварительных испытаний. Изоляция проводов одного из жгутов, через которые проходил ток на подрыв пиромембран, была полностью расплавлена и голые провода касались друг друга. Маршал, узнав о проблеме, распереживался о том, что же он будет докладывать генсекретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, и заявил:
Сам Неделин сидел во время запуска на стуле в 17 метрах от ракеты. Во время взрыва сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и сам маршал. Информация о трагедии была засекречена, не было никаких официальных сообщений о катастрофе. В официальном сообщении заявили, что Неделин «трагически погиб в авиационной катастрофе».
2. Кыштымская авария
29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40, неподалеку от поселка Кыштым, из-за поломки системы охлаждения произошел взрыв емкости с радиоактивными отходами объемом 30 литров. Сила взрыва была такой, что 160-тонное бетонное перекрытие метровой толщины отлетело в сторону. В воздух поднялось радиоактивное облако диаметром почти в 400 километров, мощность излучения которого составила 20 миллионов кюри.
Эта радиоактивная пыль распространилась по территории в 23 тысячи километров, на которой проживали 270 000 человек из Челябинской, Свердловской и Тюменской.
На ликвидацию последствий аварии были брошены сотни тысяч людей. Многие жители близлежащих поселков были выселены, а их жилье и вещи уничтожены. Последствия аварии стали известны лишь спустя три десятилетия.
3. Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом
В июне 1983 года. Теплоход, который шел из Ростова-на-Дону в Москву по Волге на полном ходу врезался в пролет Ульяновского моста. Ошибка штурмана, направившего корабль в несудоходный пролет обернулась катастрофой, хотя с берега команду предупреждали о вероятности столкновения.
В этот момент многие пассажиры «Александра Суворова» смотрели фильм в кинозале на верхней части — их всех раздавило перекрытием моста, как и капитанскую рубку. По официальным данным погибло 176 человек, но исследователи предполагают, что число жертв было намного больше. В то время, когда теплоход находился под мостом, по нему шел железнодорожный состав, груженый зерном, который рухнул сверху на корабль. Заведующий травматологией Алексей Чулков вспоминал позже:
Для нас раскрыли все неприкосновенные запасы лекарств. Медперсоналу требовалось огромное мужество, чтобы выдержать физические и психологические нагрузки: больные кричали, искали родственников, мать потеряла дочь. У многих были психические расстройства...
4. Куреневка
В 1961 году в Киеве произошла Куреневская трагедия. В Бабий Яр, где в Великую Отечественную фашисты расстреливали евреев, было решено залить отходы (пульпу) соседних кирпичных заводов. Стройка шла полным ходом, производство материалов не останавливалось ни днем, ни ночью. Непригодную для производства кирпичей глинистую массу нужно было куда-то удалять.
Сначала было предложено отвозить ее в пойму Днепра, но все решили деньги — выиграл другой проект, оказавшийся более выгодным с экономической точки зрения.
В результате слива пульпы на протяжении 10 лет в Бабий Яр земляная дамба пришла в аварийное состояние и 13 марта ее прорвало. Селевой поток шириной в 20 метров и высотой около 14 метров ринулся вниз. По официальным данным, в Куреневском районе погибло 150 человек, по неофициальным больше полутора тысяч. Все советские годы трагедия была засекречена, а случайно откопанным из-под селевых завалов трупам в свидетельствах о смерти придумывали самые разные причины гибели.
5. Взрыв под Уфой
В 1989 году под Уфой произошел мощный взрыв углеводородов из-за утечки на проходившем вдоль железной дороги трубопроводе. В тот момент, когда газовое озеро, скопившееся из-за аварии в низине на перегоне Аша — Улу-Теляк, воспламенилось, навстречу друг другу шли два поезда из Адлера и Новосибирска. Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать причину, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. Очевидцы, выжившие после катастрофы, вспоминали:
Мама выкинула нас (детей) отцу в окно, было очень высоко — и так мы выбрались. Было очень холодно, ноги прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки были обожжены, закутала меня и мы шли несколько километров по рельсам, по мосту, по которому ездят только поезда, было ужасно темно.
Взрывом с путей были сброшены 11 вагонов, семь из них выгорели дотла. В этой катастрофе погибло 645 человек, в том числе и юниорская сборная по хоккею «Трактор-73». Больше 600 человек стали инвалидами.
Ракету доработать на старте, страна ждет нас.