5 слов-ловушек на упаковке, на которые вы ведетесь и тратить больше денег
«Живой»
Производители не скупятся в использовании этого «оживляющего» прилагательного. На самом деле этого термина в нормативной документации для пищевой продукции, действующей в России, не существует. При этом запрета на такую надпись тоже нет: термин «живой» по факту не искажает информацию о продукте, однако по-настоящему живого кваса не существует.
«Органический»
Согласно ГОСТу «органическим» считается тот пищевой продукт, который получен из сырья растительного или животного происхождения, выращенного в зонах органического производства, т. е. в условиях, не наносящих вреда экологии и здоровью человека.
Называя продукцию «органической», производитель обязан гарантировать, что она была создана без применения антибиотиков, стимуляторов роста, химический удобрений и других токсичных веществ.
Если производитель не может представить документы, подтверждающие экологичность производства на всех этапах и самой продукции – значит, он не имеет права размещать надпись «органический» на своих товарах. Но не станет же покупатель требовать доказательные документы у продавцов магазина, заметив термин на упаковке? На то и расчет.
Надежда лишь на входной контроль крупных сетевых супермаркетов – по регламенту они обязаны проверять наличие сертификатов, подтверждающих правдивость сведений на этикетке.
«Диетический»
Использование этого термина – еще одна маркетинговая уловка производителей, считают специалисты Роскачества. Слово «диетический» вызывает у покупателя ассоциации с похудением. При этом сам товар, чаще всего, к категории диетических продуктов (предназначенных для питания людей с определенными заболеваниями), не относится.
На этикетке к товару производитель обязан указать:
- информацию о составе по убыванию количества ингредиентов, назначении и условиях применения;
- сведения о пищевой ценности (количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, микро- и макроэлементов с процентным содержанием от суточной нормы);
- способы и условия приготовления блюд (если это концентрат или полуфабрикат);
- противопоказания;
- условия хранения.
Если такая дополнительная информация отсутствует – скорее всего, вас вводят в заблуждение.
«Фермерский»
Слово модное и привлекательное для покупателя, но такое же бессмысленное, как и «живой», считают в Роскачестве. Определение «фермерский» может означать только место происхождения сырья, т. е. ферму – на свойства и качество товара надпись никак не влияет.
Специалисты ведомства призывают осторожнее относиться к подобным заявлениям, а сведения о качестве и безопасности товаров узнавать из результатов исследований Роскачества.
«Без ГМО»
По заявлению экспертов, в России практически нет генно-модифицированной продукции, т. к. ее производство запрещено законодательно с 4 июля 2016 года – а, значит, продать товары с ГМО крайне трудно.
И напротив, если торговая марка заявляет об отсутствии ГМО в своей продукции, она должна подтвердить этот факт документально – и не единожды, а каждый раз, когда предприятие проходит проверку со стороны инспектирующих организаций. Как видите, все строго.