Гениальное надувательство или искусство? Банан за 6,2 млн долларов и другие странные арт-объекты в мире
Банан
На этой неделе знаменитый банан, приклеенный к стене с помощью обычного скотча, ушел с аукциона за невероятные 6,2 миллиона долларов. Этот абсурдно дорогой фрукт приобрел Джастин Сан, создатель блокчейн-платформы TRON.
Арт-объект «Комедиант», созданный итальянским художником Маурицио Каттеланом, больше, чем просто фрукт, по мнению бизнесмена. Он считает, что банан превратился в настоящий культурный феномен и стал символом нашего времени, объединив искусство, мемы и криптовалютное сообщество. Однако предприниматель не собирается просто любоваться уникальным объектом: в его в планах попробовать «культурный феномен» на вкус. Сан заявил, что собирается сделать акт потребления частью художественного опыта.
Этот банан — не первый из серии. Всего их три, и первые два экземпляра были проданы за более скромные 120 тысяч долларов. Один из них тоже стал участником арт-перформанса: в 2019 году американский художник Давид Датуна на ярмарке Art Basel в Майами-Бич съел один из «Комедиантов», вызвав бурю эмоций и обсуждений. Банан тут же заменили новым, а директор галереи Люсьен Террас заявил, что работу нельзя уничтожить, поскольку «банан — это идея».
Каракули
Сай Твомбли — американский художник, который доказал, что даже каракули могут стоить миллионы. Когда он ушел из жизни в 2011 году в возрасте 83 лет, мир искусства остался с его завораживающим наследием. Что для одних кажется абсурдом, для других — шедевр, полный скрытых смыслов.
На первый взгляд, его работы напоминают рисунки на полях школьной тетради. Если вы хоть раз выводили ручкой абстрактные спирали на бумаге, поздравляем — вы на шаг ближе к Твомбли. Однако его «мазня», как ее иногда называют критики, не так проста. Искусствоведы уверены: это история, закодированная в линиях, эмоции, вырвавшиеся наружу, и даже отголоски древних мифов. Это перформанс, а не просто «каракули и завитушки».
Один из таких «хаотичных» шедевров ушел с молотка за 70 миллионов долларов. А сам Твомбли стал третьим современным художником, чьи произведения заняли почетное место в постоянной коллекции Лувра.
Сосиски
Британский художник Дэмиэн Херст прославился своими аквариумами с формалином, где вместо рыбок — акулы, овцы и коровы, застывшие в моменте между жизнью и смертью. Эти мрачные экспонаты носили громкие названия вроде «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» и приносили Херсту миллионы.
Но в 1993 году британец, видимо, решил, что пора добавить в свои работы нотку юмора. Вместо акулы он бросил в формалин 11 сосисок. Никакого особого смысла, просто сосиски в случайном порядке плавали в ящике. Через какое-то время Херст повторил эксперимент, на этот раз добавив сосисок побольше. И что вы думаете? Конечно же, и на них нашелся покупатель — они ушли с аукциона за 100 тысяч фунтов.
Грязная кровать
«Моя кровать» Трейси Эмин — одна из самых противоречивых и обсуждаемых инсталляций современного искусства. Она была продана на аукционе Christie's за внушительные 4,3 миллиона долларов, превысив первоначальную оценку почти в два с половиной раза.
Кровать, разбросанные бутылки, использованные презервативы, белье и прочий мусор — это может показаться безобразием, но это самая откровенная и личная работа Эмин. Художница признавалась, что создала инсталляцию в период депрессии, проведя несколько дней в кровати, размышляя о жизни и своих чувствах. Эта работа стала своего рода автопортретом, отображающим ее внутреннее состояние в тяжелое время.
Когда «Моя кровать» впервые была выставлена в британской галерее Tate в 1999 году, она мгновенно привлекла внимание. В том же году работа была номинирована на престижную премию Тернера. Хотя Эмин не выиграла, ее имя стало известно всему миру.
Коллекционер Чарльз Саатчи, один из главных покровителей британских художников, приобрел работу Эмин в 2001 году. И именно он выставил ее на аукцион, превратив инсталляцию в один из самых высоко оцененных арт-объектов своего времени.
Мусор
Американский художник Джастин Жиньяк уже 20 лет превращает мусор, собранный с улиц Нью-Йорка, в произведения искусства, которые продает. В 2001 году он запустил проект NEW YORK CITY GARBAGE, в рамках которого упаковывает мусор в прозрачные кубы и выставляет их на продажу как арт-объекты.
Все началось с того, что один из коллег Жиньяка усомнился в ценности упаковки. Тогда Джастин решил принять вызов и найти что-то абсолютно неприглядное, что можно красиво упаковать и продать. Прогуливаясь по Таймс-сквер, Жиньяк заметил мусор, который валялся повсюду, и понял, что вот он идеальный материал для его работы.
Кубы с обычным мусором стоят 50 долларов, но есть и коллекционные экземпляры, например, мусор, собранный во время новогодних праздников или инаугурации президента — такие работы уже продаются за 100 долларов.
В 2007 году Жиньяк расширил проект, начав собирать мусор в других городах и странах. Например, он создал коллекцию кубов с мусором, собранным на Дне святого Патрика в Дублине. Они тоже стояли 100 долларов.
Кролик
Не только самый дорогой арт-объект в нашем списке, но и в истории современного искусства — знаменитый «кролик» Джеффа Кунса. В 2019 году он был продан за невероятные 91 миллион долларов. Этот почти метровый кролик из зеркальной нержавеющей стали был создан еще в 1986 году, но с тех пор стал одним из самых узнаваемых произведений искусства XX века.
Что делает его таким особенным? Кунс мастерски сочетает холодный блеск металла с наивной мультяшной игривостью. У скульптуры нет лица, и это придает ей некую загадочность. В то же время сама форма кролика намекает на то, что это не серьезное произведение, а скорее шутка. Арт-критик журнала New Yorker Андреа Скотт однажды сказала об этом произведении следующее: «Быть дорогим — не значит быть великим. "Кролику" Кунса удалось и то и другое. <...> "Кролик" моментально стал классикой, наравне с "Серебряными облаками" Энди Уорхола и "Птицей в пространстве" Константина Бранкузи».
Любить нельзя купить: просто и понятно о современном искусстве
Искусство Китая: путешествие через века