Гениальное надувательство или искусство? Банан за 6,2 млн долларов и другие странные арт-объекты в мире

Их гениальность поймет не каждый.​​​​​​​
Гениальное надувательство или искусство? Банан за 6,2 млн долларов и другие странные арт-объекты в мире
Freepik
Топ-6 арт-объектов, которые доказывают, что искусством может быть все, что угодно.
Содержание статьи

Банан

The Canvas/Youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этой неделе знаменитый банан, приклеенный к стене с помощью обычного скотча, ушел с аукциона за невероятные 6,2 миллиона долларов. Этот абсурдно дорогой фрукт приобрел Джастин Сан, создатель блокчейн-платформы TRON.

Арт-объект «Комедиант», созданный итальянским художником Маурицио Каттеланом, больше, чем просто фрукт, по мнению бизнесмена. Он считает, что банан превратился в настоящий культурный феномен и стал символом нашего времени, объединив искусство, мемы и криптовалютное сообщество. Однако предприниматель не собирается просто любоваться уникальным объектом: в его в планах попробовать «культурный феномен» на вкус. Сан заявил, что собирается сделать акт потребления частью художественного опыта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот банан — не первый из серии. Всего их три, и первые два экземпляра были проданы за более скромные 120 тысяч долларов. Один из них тоже стал участником арт-перформанса: в 2019 году американский художник Давид Датуна на ярмарке Art Basel в Майами-Бич съел один из «Комедиантов», вызвав бурю эмоций и обсуждений. Банан тут же заменили новым, а директор галереи Люсьен Террас заявил, что работу нельзя уничтожить, поскольку «банан — это идея».

Каракули

christie's
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сай Твомбли — американский художник, который доказал, что даже каракули могут стоить миллионы. Когда он ушел из жизни в 2011 году в возрасте 83 лет, мир искусства остался с его завораживающим наследием. Что для одних кажется абсурдом, для других — шедевр, полный скрытых смыслов.

На первый взгляд, его работы напоминают рисунки на полях школьной тетради. Если вы хоть раз выводили ручкой абстрактные спирали на бумаге, поздравляем — вы на шаг ближе к Твомбли. Однако его «мазня», как ее иногда называют критики, не так проста. Искусствоведы уверены: это история, закодированная в линиях, эмоции, вырвавшиеся наружу, и даже отголоски древних мифов. Это перформанс, а не просто «каракули и завитушки».

Один из таких «хаотичных» шедевров ушел с молотка за 70 миллионов долларов. А сам Твомбли стал третьим современным художником, чьи произведения заняли почетное место в постоянной коллекции Лувра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сосиски

Freepik

Британский художник Дэмиэн Херст прославился своими аквариумами с формалином, где вместо рыбок — акулы, овцы и коровы, застывшие в моменте между жизнью и смертью. Эти мрачные экспонаты носили громкие названия вроде «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» и приносили Херсту миллионы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в 1993 году британец, видимо, решил, что пора добавить в свои работы нотку юмора. Вместо акулы он бросил в формалин 11 сосисок. Никакого особого смысла, просто сосиски в случайном порядке плавали в ящике. Через какое-то время Херст повторил эксперимент, на этот раз добавив сосисок побольше. И что вы думаете? Конечно же, и на них нашелся покупатель — они ушли с аукциона за 100 тысяч фунтов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грязная кровать

Christie's
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Моя кровать» Трейси Эмин — одна из самых противоречивых и обсуждаемых инсталляций современного искусства. Она была продана на аукционе Christie's за внушительные 4,3 миллиона долларов, превысив первоначальную оценку почти в два с половиной раза.

Кровать, разбросанные бутылки, использованные презервативы, белье и прочий мусор — это может показаться безобразием, но это самая откровенная и личная работа Эмин. Художница признавалась, что создала инсталляцию в период депрессии, проведя несколько дней в кровати, размышляя о жизни и своих чувствах. Эта работа стала своего рода автопортретом, отображающим ее внутреннее состояние в тяжелое время.

Когда «Моя кровать» впервые была выставлена в британской галерее Tate в 1999 году, она мгновенно привлекла внимание. В том же году работа была номинирована на престижную премию Тернера. Хотя Эмин не выиграла, ее имя стало известно всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекционер Чарльз Саатчи, один из главных покровителей британских художников, приобрел работу Эмин в 2001 году. И именно он выставил ее на аукцион, превратив инсталляцию в один из самых высоко оцененных арт-объектов своего времени.

Мусор

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американский художник Джастин Жиньяк уже 20 лет превращает мусор, собранный с улиц Нью-Йорка, в произведения искусства, которые продает. В 2001 году он запустил проект NEW YORK CITY GARBAGE, в рамках которого упаковывает мусор в прозрачные кубы и выставляет их на продажу как арт-объекты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось с того, что один из коллег Жиньяка усомнился в ценности упаковки. Тогда Джастин решил принять вызов и найти что-то абсолютно неприглядное, что можно красиво упаковать и продать. Прогуливаясь по Таймс-сквер, Жиньяк заметил мусор, который валялся повсюду, и понял, что вот он идеальный материал для его работы.

Кубы с обычным мусором стоят 50 долларов, но есть и коллекционные экземпляры, например, мусор, собранный во время новогодних праздников или инаугурации президента — такие работы уже продаются за 100 долларов.

В 2007 году Жиньяк расширил проект, начав собирать мусор в других городах и странах. Например, он создал коллекцию кубов с мусором, собранным на Дне святого Патрика в Дублине. Они тоже стояли 100 долларов.

Кролик

Christie's
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не только самый дорогой арт-объект в нашем списке, но и в истории современного искусства — знаменитый «кролик» Джеффа Кунса. В 2019 году он был продан за невероятные 91 миллион долларов. Этот почти метровый кролик из зеркальной нержавеющей стали был создан еще в 1986 году, но с тех пор стал одним из самых узнаваемых произведений искусства XX века.

Что делает его таким особенным? Кунс мастерски сочетает холодный блеск металла с наивной мультяшной игривостью. У скульптуры нет лица, и это придает ей некую загадочность. В то же время сама форма кролика намекает на то, что это не серьезное произведение, а скорее шутка. Арт-критик журнала New Yorker Андреа Скотт однажды сказала об этом произведении следующее: «Быть дорогим — не значит быть великим. "Кролику" Кунса удалось и то и другое. <...> "Кролик" моментально стал классикой, наравне с "Серебряными облаками" Энди Уорхола и "Птицей в пространстве" Константина Бранкузи».