Как будут проверять наличие ОСАГО по камерам: эксперты раскрыли детали

​​​​​​​​​​​​​​Ряд изменений в правилах начал действовать в России с 1 октября 2024 года.
Как будут проверять наличие ОСАГО по камерам: эксперты раскрыли детали
kjpargeter / Freepik
Рассказываем, какие изменения в правилах ОСАГО произошли, а также как будут по камерам проверять наличие страховки.
Содержание статьи

Наличие ОСАГО начнут проверять по камерам

С 1 марта 2025 года в России начнется проверка наличия полиса ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер. В случае отсутствия страховки автомобилисты будут получать предупреждения через портал «Госуслуги».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как пояснил глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, для начала система будет внедрена в рамках эксперимента сроком на один год. Это позволит протестировать ее и дать водителям время подготовиться. Если за этот период ложных предупреждений будет немного, а также удастся уменьшить число водителей без ОСАГО, эксперимент могут завершить досрочно, после чего нарушителей начнут штрафовать с использованием камер.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день в России около 36 миллионов водителей, из которых 7–10% не имеют полиса ОСАГО. В некоторых регионах этот показатель может доходить до 80%, сообщил автоюрист Лев Воропаев. Он также отметил, что проблема часто кроется в недоступности полисов, так как страховые компании просто не продают ОСАГО на многие транспортные средства. В итоге водители оказываются в двойной ловушке: с одной стороны, их штрафует государство за отсутствие полиса, а с другой — страховые компании не продают его им.

Как сообщил гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин, техническая часть системы уже готова к работе. Если водитель продолжит ездить без полиса после ее запуска, ему будет грозить штраф в размере 800 рублей. Так, за 20 дней езды без страховки сумма составит 16 тысяч рублей — заметно больше, чем стоимость самого полиса, подчеркнул представитель компании РЕСО-Гарантия Павел Яковлев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как будет работать система

Проверка полисов ОСАГО у водителей будет проходить по той же схеме, что и фиксация нарушений ПДД с помощью камер. Генеральный директор НСИС Николай Галушин рассказал, что фотографируют все автомобили, попадающие в зону действия дорожных камер. Далее система ГИБДД сверяет номера машин с базой страховых полисов. Как отметил автоюрист Лев Воропаев, эта база содержит информацию о страховке каждого автомобиля, и к ней имеют доступ не только государственные органы, но и обычные граждане. По его мнению, это должно предотвратить возможные технические проблемы при проверке.

Если полис ОСАГО есть в базе, фотография сразу удаляется. Если же информация о страховке отсутствует, система выполняет повторную проверку через сутки, чтобы учесть возможную задержку в загрузке данных, например, если полис был оформлен в бумажной форме. Если через день страховка все еще не найдена, водителю направляется предупреждение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Реагируют ли камеры на грязные номера

По мнению эксперта Кирилла Милешкина, современные камеры распознают номера автомобилей с высокой точностью, но все же у них есть слабые места. В плохую погоду, например, во время дождя или снегопада, вероятность того, что прибор зафиксирует нарушение, уменьшается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако если номерной знак считывается не полностью, инспектор может вручную восстановить недостающие символы. Для этого система использует видимые цифры и сопоставляет их с маркой и моделью машины на снимке. Это означает, что закрытие нескольких цифр на номере не спасет от штрафа и, наоборот, может привести к более серьезным санкциям, вплоть до лишения прав, предупредил Милешкин. Тем не менее, если номер полностью скрыт под слоем грязи или снега, камера не сможет распознать его. В таких случаях система оказывается бессильной, добавил эксперт.

Какие изменения в правилах вступили в силу с 1 октября

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переход на новую базу по ОСАГО

С 1 октября 2024 года база данных автовладельцев Российского союза автостраховщиков, известная как «АИС ОСАГО», была передана под управление АО «НСИС», структуры Банка России, и получила новое название — «АИС Страхование». Теперь в этой системе будут храниться не только данные о полисах ОСАГО, но и информация о других страховых продуктах, которые оформили граждане.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для водителей переход должен пройти незаметно, однако эксперты предупреждают о возможных временных сбоях при оформлении страховок. Тем временем представители страховых компаний уверены, что проблем не будет.

QR-код

На бланках извещений о ДТП по ОСАГО теперь размещен QR-код, который упрощает процесс оформления аварий. С помощью этого кода водители могут перейти на портал «Госуслуги» в раздел, где подробно описан порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Также через этот QR-код можно будет скачать мобильное приложение.

Новая система дает возможность водителям самостоятельно подать заявление на компенсацию ущерба, не посещая офис страховой компании. Бланк с QR-кодом будет выдаваться при оформлении полиса ОСАГО. Изменения коснулись и самих бланков полисов: поле для подписи владельца автомобиля убрали, оставив только место для подписи представителя страховой компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единый российско-белорусский полис ОСАГО

С 1 октября 2024 года в России и Беларуси начал действовать единый полис ОСАГО. Как пояснил зампредседателя комиссии парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту Сергей Сивец, расширение действия полиса является опциональной услугой и подключается только по желанию владельца автомобиля. Для тех, кто не заинтересован в данной опции, стоимость полиса останется прежней, а автоматического расширения не произойдет.

При выборе расширенного полиса потребуется оформить дополнительное соглашение, а в самом документе будет указана соответствующая отметка. В случае аварии на территории Беларуси возмещение ущерба для российских водителей будет осуществляться в соответствии с законодательством России. Белорусское бюро по транспортному страхованию, являющееся партнером Российского союза автостраховщиков (РСА), выставит счет на возмещение ущерба российскому страховщику.

По оценкам РСА, оформят новый полис около 10–15% автовладельцев. При этом возможность использовать карту для коротких поездок в Беларусь сохранится.