Как будут проверять наличие ОСАГО по камерам: эксперты раскрыли детали
Наличие ОСАГО начнут проверять по камерам
С 1 марта 2025 года в России начнется проверка наличия полиса ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер. В случае отсутствия страховки автомобилисты будут получать предупреждения через портал «Госуслуги».
Как пояснил глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, для начала система будет внедрена в рамках эксперимента сроком на один год. Это позволит протестировать ее и дать водителям время подготовиться. Если за этот период ложных предупреждений будет немного, а также удастся уменьшить число водителей без ОСАГО, эксперимент могут завершить досрочно, после чего нарушителей начнут штрафовать с использованием камер.
На сегодняшний день в России около 36 миллионов водителей, из которых 7–10% не имеют полиса ОСАГО. В некоторых регионах этот показатель может доходить до 80%, сообщил автоюрист Лев Воропаев. Он также отметил, что проблема часто кроется в недоступности полисов, так как страховые компании просто не продают ОСАГО на многие транспортные средства. В итоге водители оказываются в двойной ловушке: с одной стороны, их штрафует государство за отсутствие полиса, а с другой — страховые компании не продают его им.
Как сообщил гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин, техническая часть системы уже готова к работе. Если водитель продолжит ездить без полиса после ее запуска, ему будет грозить штраф в размере 800 рублей. Так, за 20 дней езды без страховки сумма составит 16 тысяч рублей — заметно больше, чем стоимость самого полиса, подчеркнул представитель компании РЕСО-Гарантия Павел Яковлев.
Как будет работать система
Проверка полисов ОСАГО у водителей будет проходить по той же схеме, что и фиксация нарушений ПДД с помощью камер. Генеральный директор НСИС Николай Галушин рассказал, что фотографируют все автомобили, попадающие в зону действия дорожных камер. Далее система ГИБДД сверяет номера машин с базой страховых полисов. Как отметил автоюрист Лев Воропаев, эта база содержит информацию о страховке каждого автомобиля, и к ней имеют доступ не только государственные органы, но и обычные граждане. По его мнению, это должно предотвратить возможные технические проблемы при проверке.
Если полис ОСАГО есть в базе, фотография сразу удаляется. Если же информация о страховке отсутствует, система выполняет повторную проверку через сутки, чтобы учесть возможную задержку в загрузке данных, например, если полис был оформлен в бумажной форме. Если через день страховка все еще не найдена, водителю направляется предупреждение.
Реагируют ли камеры на грязные номера
По мнению эксперта Кирилла Милешкина, современные камеры распознают номера автомобилей с высокой точностью, но все же у них есть слабые места. В плохую погоду, например, во время дождя или снегопада, вероятность того, что прибор зафиксирует нарушение, уменьшается.
Однако если номерной знак считывается не полностью, инспектор может вручную восстановить недостающие символы. Для этого система использует видимые цифры и сопоставляет их с маркой и моделью машины на снимке. Это означает, что закрытие нескольких цифр на номере не спасет от штрафа и, наоборот, может привести к более серьезным санкциям, вплоть до лишения прав, предупредил Милешкин. Тем не менее, если номер полностью скрыт под слоем грязи или снега, камера не сможет распознать его. В таких случаях система оказывается бессильной, добавил эксперт.
Какие изменения в правилах вступили в силу с 1 октября
Переход на новую базу по ОСАГО
С 1 октября 2024 года база данных автовладельцев Российского союза автостраховщиков, известная как «АИС ОСАГО», была передана под управление АО «НСИС», структуры Банка России, и получила новое название — «АИС Страхование». Теперь в этой системе будут храниться не только данные о полисах ОСАГО, но и информация о других страховых продуктах, которые оформили граждане.
Для водителей переход должен пройти незаметно, однако эксперты предупреждают о возможных временных сбоях при оформлении страховок. Тем временем представители страховых компаний уверены, что проблем не будет.
QR-код
На бланках извещений о ДТП по ОСАГО теперь размещен QR-код, который упрощает процесс оформления аварий. С помощью этого кода водители могут перейти на портал «Госуслуги» в раздел, где подробно описан порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Также через этот QR-код можно будет скачать мобильное приложение.
Новая система дает возможность водителям самостоятельно подать заявление на компенсацию ущерба, не посещая офис страховой компании. Бланк с QR-кодом будет выдаваться при оформлении полиса ОСАГО. Изменения коснулись и самих бланков полисов: поле для подписи владельца автомобиля убрали, оставив только место для подписи представителя страховой компании.
Единый российско-белорусский полис ОСАГО
С 1 октября 2024 года в России и Беларуси начал действовать единый полис ОСАГО. Как пояснил зампредседателя комиссии парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту Сергей Сивец, расширение действия полиса является опциональной услугой и подключается только по желанию владельца автомобиля. Для тех, кто не заинтересован в данной опции, стоимость полиса останется прежней, а автоматического расширения не произойдет.
При выборе расширенного полиса потребуется оформить дополнительное соглашение, а в самом документе будет указана соответствующая отметка. В случае аварии на территории Беларуси возмещение ущерба для российских водителей будет осуществляться в соответствии с законодательством России. Белорусское бюро по транспортному страхованию, являющееся партнером Российского союза автостраховщиков (РСА), выставит счет на возмещение ущерба российскому страховщику.
По оценкам РСА, оформят новый полис около 10–15% автовладельцев. При этом возможность использовать карту для коротких поездок в Беларусь сохранится.
ЦБ изменит тарифы ОСАГО: для кого в России подорожает страховка
Утильсбор повысили на 70–85%: как это повлияет на российских автовладельцев