Как грамотно ездить на мотоцикле в городе: советы от профессионального гонщика
Глаза на правильном месте
Самое важное, чему необходимо научиться, — правильный взгляд. Куда смотришь — туда и едешь! Далеко не все владеют этим навыком, часто совершая критические ошибки. Например, подъезжая к перекрестку, вы видите мигающую стрелку светофора, успеваете «проскочить» и... казалось бы, что может пойти не так? Однако при повороте направо вы направляете взгляд вниз, прямо под колесо, а не правее и вперед, где тем временем перебегает дорогу пешеход или еле крадется зависший в телефоне таксист. Это препятствие вы замечаете в последний момент: большая удача, если скорости реакции хватит на то, чтобы избежать неприятностей. А ведь если сразу смотреть туда, куда едет ваш мотоцикл, резких переставок и экстренного торможения легко избежать.
Вторая ошибка новичка — увидев внезапное препятствие, гипнотизировать его взглядом, столбенеть, лишив себя тем самым шанса на маневр. Так что то, куда направлен ваш взгляд, очень важно в управлении мотоциклом.
Как это лечится?
Тут нет волшебных лайфхаков: для отработки этого навыка я рекомендую каждый свой выезд отслеживать и контролировать, куда смотрят ваши глаза. Если анализировать этот момент регулярно, довольно быстро выработается отличный навык, вы будете смотреть правильно и перестанете задумываться об этом.
А если скользко?
Если вдруг вы оказались на непредсказуемом покрытии — рельсах, разметке, песке на дороге, — не совершайте резких маневров, аккуратно пользуйтесь ручкой газа и тормозом (если это необходимо). Попробуйте максимально распрямить мотоцикл и проехать участок на «ровном» газу или вовсе на закрытом. После чего, выехав на нормальное покрытие, продолжайте поездку в нужном темпе.
А если асфальт вообще закончился?
В России такой сюрприз не редкость, а главная боль мотоциклиста — съезд с асфальта на ремонтируемый участок и выезд с него. Конечно, идеально, если вы заранее увидели ремонт, сбросили скорость, перестроились в другой ряд. Если все пошло не по плану — снижайте скорость аккуратно (ведь вы находитесь в потоке), прикрыв газ и пользуясь обоими тормозами.
Оцените участок трассы впереди: если он достаточно ровный, выберите приемлемое место для перестроения в другой ряд. Если покрытие очень неровное, для большей устойчивости можете сжать ногами мотоцикл, при этом не впиваясь мертвой хваткой в руль. В некоторых случаях стоит даже немного привстать на ноги, чтобы не так сильно подкидывало в седле, демпфируя неровности коленями.
Пара важных «не»
Очень простые советы, несоблюдение которых может привести к опасным последствиям: не отпускайте руль, не снимайте ноги с подножек во время движения, не нажимайте внезапно тормоз в повороте (не путать с трейл-брейкингом!).
Ну и точно не стоит оборачиваться на мотоцикле и смотреть назад, когда полностью теряешь всю ситуацию перед собой. Уверен, многие так делали: вроде бы впереди все свободно, дорога выглядит безобидно... Но этот маневр может быть очень опасным: внезапный пешеход, лежачий полицейский, которого не видно, яма в асфальте... Лучше научиться пользоваться зеркалами заднего вида.
Городская езда
Сейчас я в город на мотоцикле почти не выезжаю. Все больше слышу от своих учеников, что удовольствия от толкания в пробках мало, камер все больше, на дороге постоянный песок в лицо, водители машин, которые на ходу открывают двери и пренебрегают поворотниками... Все это дает от езды на мотоцикле впечатление не свободы и кайфа, а ощущение игры на выживание... Увы, это не игра!
Я рад, что все больше людей выбирают двухколесный транспорт, но буду рад еще больше, когда люди станут внимательнее друг к другу на дороге. А гонять будут в Чемпионате Motoring: здесь есть даже зачеты для гонщиков-любителей. А обучиться основам езды на треке можно в академии Motoring. В любом случае, навыки езды на треке многим помогают увереннее чувствовать себя на обычном асфальте.