Как появилось «инфоцыганство» и почему этот термин хотят запретить в России?
Что такое «инфоцыганство»?
Как правило, «инфоцыганством» называют саму мошенническую модель заработка на продаже информации и манипулировании поведением людей. «Инфоцыгане» обычно не являются экспертами, а скорее авторами контента в социальных сетях. Они часто продвигают компиляцию чужих мыслей как «обучающие материалы». «Инфоцыгане» не обладают никакой научной базой или профессиональными знаниями. Они просто слышали что-то от кого-то и пытаются продать «воздух» вместо ценной информации.
Как появилось «инфоцыганство»?
Массовый бум «инфоцыганства» в России случился в 90-х — во время эпохи Web 1.0. Тогда любая компания, зарегистрированная в интернете, считалась гарантом успеха и надежным инвестиционным инструментом. Стратегия и бизнес-план никого не интересовали и пузырь доткомов ожидаемо лопнул. После нулевых барьер входа в интернет сильно снизился — теперь любой пользователь сети может создавать и распространять информацию. Экспертная оценка не нужна, главное — уверенно говорить и продавать.
Сегодня «инфоцыганство» ассоциируется больше не с крупными компаниями, а с отдельными блогерами. Яркий пример — феномен «королевы марафонов» Елены Блиновской. Лайф-коуч утверждала, что разработала собственную методику исполнения желаний и готова делиться ей с миром. Естественно, за деньги. Интернет-гуру обещала девушкам с помощью авторских практик изменить жизнь. В пакет услуг входили тарифы из серии «Муж на диване» — чтобы любил и на руках носил, «Свидание с телом» — чтобы избавиться от комплексов, «Гордыня» — чтобы изменить взгляд на жизнь. На подобных курсах Блиновская сколотила не один миллион, но забыла заплатить налоги. Ранее мы подробно разобрали задержание лайф-коуча и объяснили, как ФНС собирается контролировать других блогеров.
Как вычислить «инфоцыгана»?
Одним из признаков того, что перед вами шарлатан, является обещание быстрых результатов без особых усилий. При этом нет никаких коротких путей к успеху — это кропотливая работа над собой и своими компетенциями. Если вы ищете экспертов, коучей или услуги в соцсетях, будьте осторожны и не доверяйте всему, что говорят заявленные профессионалы.
«Я могу отметить два инструмента: слишком активный SMM и маркетинговые прогревы в соцсетях. Инфоцыгане идут к единственной цели: к продаже. Часто их продукт не просто пустой, иногда "знания", полученные от таких специалистов, могут и навредить», — рассказывает эксперт Питер Джансен.
В России хотят запретить «инфоцыганство»
По словам главы Национально-культурной автономии российских цыган Надежды Деметер, сам термин имеет негативный окрас и разжигает ненависть к цыганскому народу. Фрагмент обращения Деметр опубликовал Telegram-канал «Пул № 3». Президент России Владимир Путин указал, что полностью исключить термин «инфоцыганство» не получится, а вот ограничить его использование в государственных СМИ — вполне.