Как учатся выживать летчики ВВС России: этот опыт может пригодиться каждому из нас
Бороться за жизнь в любых экстремальных условиях (в том числе и в Северном Ледовитом океане) летчиков учат в трех спеццентрах выживания летного состава (из них два — на юге России и один — на Дальнем Востоке). Полковник Сергей Лебедь знает про выживание все, и мы попросили его поделиться опытом.
1. Поедите дома
В НАЗе (носимом аварийном запасе) — единственном источнике пропитания сбитого летчика — обычно лежит одна плитка шоколада и одна банка мясных консервов. Здоровому мужчине этой еды не хватит и на один раз, так что она нужна скорее для психологического комфорта в первые часы после приземления. Обычно летчикам рекомендуют просто забыть про еду до тех пор, пока они не доберутся до своих.
Давно установлено: здоровый человек с нормальным весом может без вреда для здоровья прожить без еды (но обязательно с водой) 15–20 дней и при этом перемещаться по пересеченной местности в поисках обжитых мест. При этом вы не тратите время на приготовление пищи, а также силы — на переноску еды (минимальный двухнедельный запас продуктов на одного человека весит около 15 кг), если она есть, или на поиск и добывание пищи, если путешествуете налегке.
Если вы не едите вообще ничего в течение 3–4 дней, то организм переходит на эндогенное питание — начинает расходовать энергию, запасенную в вашем организме в виде жировой клетчатки и мышечного белка. Поверьте, ее много. Главное, чтобы голод был полным: даже горсть ягод, которую вы бросите в рот на пятый день такого поста, спутает вашему организму все карты. Он снова начнет энергетически крайне затратную перенастройку обмена веществ, что может на данном этапе привести к полной потере сил.
И еще один важный нюанс: из полной голодовки нужно выходить обязательно под присмотром врача-диетолога. Ни в коем случае не набрасывайтесь на пищу, особенно твердую, когда доберетесь до обжитых мест.
2. Расслабитесь тоже дома
В стрессовой ситуации мозг бездействующего человека начинает активно генерировать негативные мысли. Если опасность еще есть, то он преувеличивает ее размеры, если опасности нет, то заставляет вас чувствовать себя виноватым за то, что вы оказались в критической ситуации.
Защитите себя от собственного мозга — начните что-нибудь делать, даже если особого смысла в вашей деятельности нет. Летчик Ханкишиев, оказавшись в лодке, которую постоянно захлестывали волны ледяного Баренцевого моря, несколько часов вычерпывал воду из своей утлой посудины резиновой кружкой. Поэтому и выжил.
Даже если вы уверен, что вас скоро спасут, не прекращайте занимать себя делом — вдруг спасение по каким-то причинам не заладится, отложится или вообще отменится.
3. Забудьте про броски и рывки
Вы оказались в незнакомой безлюдной местности. Сколько вы будете спасаться, знает только Бог, да и он сомневается. В такой ситуации главное — правильно расходовать силы. Запомните: не стоит пытаться идти до упора, до изнеможения. Ваша задача — сохранить возможность передвигаться максимальное количество дней.
Нормальный ночной отдых имеет решающее значение. Поэтому ищите место для ночевки задолго до того, как начнет темнеть. А как нашли — лучше потратить 3 часа на обустройство качественного спального места и 5 часов нормально поспать, чем сразу лечь на жесткую, неудобную, мокрую, холодную, расположенную под наклоном «постель» — и потом проворочаться без сна 8 часов.
4. Выживают веселые
Вы оказались в группе, которая попала в критическое положение — вы на территории противника, вас ищут, есть раненые, а еды, питья и боеприпасов нет. В такой ситуации присмотритесь к окружающим. Наш опыт говорит, что больше всего шансов выжить у тех, кто сохраняет присутствие духа и даже продолжает шутить несмотря ни на что. Держитесь поближе к ним.
5. Любите чистоту, но не будьте брезгливы
Постоянная забота о чистоте тела и одежды — залог выживания в условиях автономного передвижения в безлюдной местности. Если вы чистый, то вероятность заболеть гораздо меньше, а болезнь вам сейчас нужна меньше всего. Ноги — ваша главная ценность, только на них вы сможете добраться до обжитых мест. Грязь или опрелости в паховой области и промежутках между пальцами ног — недопустимы, так как способствуют размножению инфекций и снижению местного иммунитета.
Чистая одежда (как верхняя, так и нижняя) защищает от осадков и холода гораздо лучше грязной, поэтому старайтесь без необходимости ее не пачкать, особенно, если устроить стирку невозможно. Дыры в куртках и штанах надо зашивать сразу, а не ждать, пока они достигнут максимально возможного размера.
Но и брезгливость вам сейчас не помощник. Практика показала, что в условиях мороза летчики, которые снимают одежду с погибших товарищей, чтобы утеплиться, попадают домой гораздо чаще, чем те, кто по каким-то причинам не могут пойти на такой шаг.
Как правильно спасаться с помощью вертолета
1. Дым отечества
Лучший способ обозначить свое место, когда за вами летит вертолет, — дым. Летом подойдет дым от обычного костра, в который надо бросить зеленые ветки. Зимой на фоне снега белые клубы плохо заметны, поэтому в костер надо бросать резину или пластик, которые дадут густой черный дым.
2. Свой среди чужих
Чтобы не спутать спасательную «вертушку» с агрессором, обратите внимание на то, как она к вам приближается. Обычно вертолеты двигаются парами. Если, пролетев над вами, пара разделилась — один из вертолетов развернулся и полетел к вам, а второй начал кружить в окрестностях, прикрывая спасательную операцию с воздуха, все нормально. Однако если пара пролетела над вами, развернулась и двигается на вас с опущенными вниз носами, скорее всего, вместо помощи вас ждет залп, и пора бежать куда подальше.
3. Мат и электричество
Бывает, что вертолет не может спуститься за вами на землю. Тогда вас будут поднимать на лебедке (например, именно так эвакуируют со льдины). Когда «вертушка» зависнет над вами, борттехник начнет спускать подвесную систему, к которой прикреплен металлический груз. Никогда не хватайтесь за него руками, пока он не коснется поверхности земли или воды (смотря куда вас занесло). Этот груз «заземляет» вертолет, чтобы вас не убило разрядом статического электричества от подвесной системы.