Как выбрать электрогитару: узнайте про 5 деталей, на которые нужно смотреть в первую очередь
Чтобы корчить из себя Джимми Пейджа, вовсе не нужна винтажная Gibson Jimmy Page Number Two Les Paul стоимостью от $26 000. Ведь для того, чтобы оценить все нюансы ее звучания, необходим солидный опыт. Самую дешевую из представленных в магазине гитар тоже брать не стоит: вместо источника чарующих звуков вы получите дребезжащую «сковородку», которая будет постоянно требовать ремонта.
Начните с добротного шестиструнного инструмента в ценовом диапазоне 30-40 тысяч рублей. За эти деньги вполне можно выбрать сделанную из недорогого, но дерева (а не прессованного картона), нормально собранную из приличного качества комплектующих гитару, которая подойдет как для обучения, так и для концертно-студийных экспериментов.
Итак, вы пришли в магазин и уже заперлись с понравившимся инструментом в тестовой комнате. Куда смотреть?
1. Сборка
В хорошем инструменте все детали должны быть плотно закреплены. Обязательно ощупайте все привинченные части, начиная от тремоло и заканчивая ремнедержателями, пощелкайте переключателем звукоснимателей, покрутите и пошатайте ручки громкости и тона — болтаться ничего не должно.
2. Гриф и ладовые порожки
Гриф: не кривой ли он? Зажмите 6 струну (самую толстую — струны считаются снизу вверх) пальцами на 1-м и 20-м ладу и посмотрите сверху вниз. Если расстояние от струны до ладов одинаково по всей струне — гриф в порядке. Также осмотрите заднюю и лицевую стороны грифа на предмет трещин. Образовавшиеся при неправильной просушке древесины микротрещины (тоненькие, как волос) могут быть почти незаметны под лаком, но со временем могут довести инструмент до нерабочего состояния.
Ладовые порожки — те самые металлические палочки, установленные на накладку грифа. Пройдитесь по всему грифу, извлекая звук из каждой струны, зажатой на каждом ладу. Звук должен быть чистым, без примеси какого-либо дребезга. Если же он имеется — значит, или порожки установлены в накладку грифа некачественно, или сырая древесина грифа дает усушку и деформирует плоскость накладки. И со временем эта деформация, выталкивающая лады из пазов, только усилится, а значит, усилится и дребезжание гитары. Эта история лечится — толковый мастер аккуратно извлечет лады, перестругает радиус накладки и установит все обратно — однако такая операция влетит вам в копеечку. Не деформируются только накладки из эбенового дерева, однако для вас пока это лишняя информация — такие накладки устанавливают только на дорогие инструменты.
3. Звукосниматели
Это датчики, преобразующие колебания струн в электрический сигнал. Включите гитару в усилитель и уберите руки со струн — из динамика не должно доноситься никакого фонового звука. Если же инструмент не фонит только при положенных на струны руках, значит, неправильно сделана распайка темброблока. Исключение составляет модификация с тремя звукоснимателями типа single — они обычно дают легкий, но заметный фон, который, например, считается фирменной фишкой гитар Fender Stratocaster.
Затем возьмите какую-нибудь железку и постукивайте по плоскости или магнитам датчиков, передвигая в разные положения переключатель их работы (он расположен на пластиковой накладке на корпусе и отвечает за то, с какого звукоснимателя будет идти звук в усилитель). Если звукосниматели в рабочем состоянии, стук по каждому из них хорошо слышен в динамике усилителя.
4. Тремоло
Он же струнодержатель. Нужен как для крепления струн, так и для создания особого эффекта при игре — моментального понижения строя с помощью рычага и возвращения его обратно с помощью пружин. Зажмите левой рукой любой аккорд (вы ведь понимаете, о чем речь, правда?), правой ударьте по струнам, ею же прижмите рычаг тремоло к корпусу и верните его в исходное положение. Теперь ударьте по струнам еще раз. Если вы слышите, что строй гитары сразу пополз в разные стороны, значит струнодержатель плохо выполняет свою функцию, и гитара будет расстраиваться постоянно.
5. Ручки громкости и тона
Регулировать громкость гитары прямо на инструменте и менять тембр звучания позволяет темброблок, скрытый за пластиковой панелью в корпусе. Включив гитару в усилитель, покрутите все ручки, которые находятся на пластиковой панели, — вы не должны услышать из динамика посторонних звуков вроде шороха или хруста. Знакомый еще по советским магнитофонам хруст свидетельствует о низком качестве потенциометров — через некоторое время они непременно выйдут из строя.
Совет от Men Today
После того как вы поиграли на инструменте в магазине, но перед тем как вытащить шнур из гитарного гнезда, ОБЯЗАТЕЛЬНО выкрутите ручку громкости усилителя на «0» и выключите его. Это сохранит динамик прибора, а вам обеспечит уважение со стороны продавцов магазина.
Что еще понадобится?
Струны
Представьте, сколько народу перещупало вашу гитару, пока она ждала вас в магазине. Вряд ли эти люди мыли руки перед тем, как коснуться инструмента, поэтому сразу после покупки поменяйте эту тускло звучащую от грязи магазинную проволоку на новые струны. При выборе размера ориентируйтесь на распространенную «десятку» — толщина самой толстой струны должна составлять 0,01 дюйма. Потом вы поймете, нужны ли вам более тонкие или толстые струны, но начать стоит именно с этого размера. Выбирайте из каталога марок Dean Markley, Ernie Ball, DR, Elixir.
Медиатор
Эти треугольные разноцветные пластиковые пластинки, которыми ваши кумиры извлекают из гитары звук, различаются по толщине. Стоит начать со средних, в 1,5-2 мм: для начинающих слишком толстый медиатор затрудняет звукоизвлечение, а тонкий не позволяет играть динамичные партии и привносит в звучание неизбежные щелчки при защипывании струн.
Усилитель
В самом деле, не просто же так вы будете трынькать по струнам. Для домашнего музицирования нужен комбик (от слова «комбинированный») — усилитель с акустической системой мощностью не более 30 Ватт, которой на первых порах хватит и для негромких репетиций с группой. Убедитесь, что в выбранном комбике есть выход на наушники — ваша семья и соседи будут вам за это благодарны. Выбирайте комбик не дешевле 10 тысяч руб-лей, отдавая предпочтение маркам Fender, Marshall, Orange, VOX, Mesa Boogie.
Педали эффектов (примочки)
Если вам не дает покоя звучание гитары в припеве хита Nirvana «Smells Like Teen Spirit» — спешим вас обрадовать: вы сможете добиться приблизительно такого же звучания своей новой гитары с педалью эффекта distortion. Выбирайте ее из примочек компаний EBS, Electro-Harmonix, Dunlop и других производителей, ориентируясь на то, что хорошая педаль эффектов не может стоить дешевле 3 тысяч рублей. Эффектов существует великое множество, и, разобравшись с «дисторшн», вы сможете открыть для себя удивительный и яркий мир гитарного звука, козыряя перед приятелями словечками вроде «дилэй», «энхансер» и «октавер».
Главное — не покупайтесь на цифровые гитарные процессоры, которые обещают сразу 300 тыщ эффектов в одном флаконе с возможностью их смешивания. Приборы с более-менее приличным звучанием стоят от 20 тысяч рублей, но и они ни в какое сравнение не идут с грамотно отстроенным педалбордом (как на фото — панелью, часто самодельной, на которой гитарист закрепляет необходимые ему и особым образом соединенные между собой примочки для концертной и студийной деятельности).
Провода
Нужны для соединения гитары с комбиком и примочками. Не экономьте на них: кроме фона и хруста при движении, некачественные провода не подарят вам ничего. Мало того, случается, что плохо припаянный китайскими умельцами шнур может бить током, пуская его по струнам и обеспечивая вашим пальцам головокружительную подвижность. Поэтому выбирайте шнуры компаний Proel или Klotz.
Что в руках у вашего кумира
К созданию всех перечисленных ниже серийных инструментов приложили руку сами музыканты — за исключением Джими Хендрикса, который слишком рано умер, и Кита Ричардса, которому всегда было плевать на эксклюзивные гитары.
Джими Хендрикс — Fender Stratocaster
Эрик Клэптон — Fender Stratocaster Blackie
Эдди Ван Хален, Van Halen — Peavey Wolfgang
Тони Айомми, Black Sabbath — Gibson SG Iommi Series
Кит Ричардс, The Rolling Stones — Fender Telecaster
Кирк Хэммет, Metallica — ESP серии KH
Джо Перри, Aerosmith — Gibson Les Paul «Gold Rush»
Карлос Сантана — PRS Carlos Santana
Би Би Кинг — Gibson ES-335 Lucille
Курт Кобейн — Fender Jag-Stang
Самые дорогие гитары в мире
Стоимость инструментов, принадлежавших знаменитым музыкантам, может перевалить за $1 миллион, как это произошло с Washburn 22 series Hawk короля регги Боба Марли. А самая дорогая электрогитара в мире — ничем не примечательный белый Fender Stratocaster, на корпусе которого разместились автографы 19 величайших музыкантов в истории рок-музыки, от Пола Маккартни до братьев Галлахеров, — была продана в 2005 году на благотворительном аукционе за дикую сумму в $2,7 миллиона.