Какими навыками должны обладать бортпроводники: рассказывает кабинный экипаж самолета
Бортпроводник – супергерой в обычной жизни
Бортпроводники такие же люди, как и мы. Сотрудники S7 Airlines – Ярослав и Светлана, которые помогли в подготовке этого материала пришли в профессию, потому что долгое время работали с разными видами транспорта или жили рядом с аэропортом.
«Я с малых лет за рулем, сначала освоил вождение машины, потом служил на флоте, где познакомился с кораблями. После этого захотел узнать, что такое полет и пошел в гражданскую авиацию. И так попал в профессию», – поделился старший бортпроводник Ярослав Коблов.
«Мой дом находится не далеко от аэропорта Домодедово, поэтому, когда пришло время искать работу, я обратила внимания на вакансии поблизости. Одна из них была в нашей авиакомпании, я работаю здесь уже 16 лет и не жалею об этом выборе», – говорит бортпроводник-инструктор Светлана Белова.
Тщательная подготовка и опыт дают бортпроводникам навыки, которые одинаково полезны на борту и в обычной жизни. Представьте, если ваш сосед обладает невероятной стрессоустойчивостью, вежливостью, говорит на нескольких языках, может оказать первую помощь и словами разрешить любой конфликт.
«В обычной жизни для меня часто оказывались полезными навыки первой помощи. Я помогал людям, которым становилось плохо на улице или в общественном транспорте. Например, когда в Москве стояла такая же жара, как в последние дни», – добавляет Ярослав.
Ещё один полезный навык бортпроводников – это борьба с джетлагом. Из-за сложного графика и долгих перелетов кабинный экипаж часто сталкивается с синдромом смены часового пояса. Ярослав и Светлана советуют максимум свободного времени перед дальним путешествием посвятить прогулкам и физическим нагрузкам, чтобы обеспечить себе крепкий и долгий сон. Это позволит быстрее приспособиться к новому времени.
Хорошее обучение – залог безопасности
Все бортпроводники без исключения проходят целый ряд обучающих программ. Они включают курсы первой помощи, тушения пожара, основы психологии и, конечно, превосходного сервиса. Первоначальная подготовка в авиакомпании продолжается два месяца, за это время бортпроводники овладевают основными знаниями и навыками, которые необходимы членам кабинного экипажа авиакомпании.
Светлана и Ярослав отмечают, что обучение бортпроводников проходит на специальных тренажерах, точно повторяющих устройство моделей Airbus, Boeing и Embraer, которые используются в авиакомпании. Симуляторы не только воспроизводят внутреннее устройство воздушного судна, но и способны имитировать чрезвычайные ситуации, например, задымление. Каждый бортпроводник досконально знает все необходимые действия для обеспечения безопасности пассажиров в случае происшествия.
Ежегодно бортпроводники проходят курсы периодической подготовки, которые дополняются специальными программами. Например, сотрудников обучают общению с родителями и детьми. По словам членов кабинного экипажа, эти навыки помогают сгладить потенциально конфликтные ситуации, когда семьи летят с младенцами, потому что по правилам авиации двое грудных малышей не могут сидеть на одном блоке кресел – это может быть опасно при разгерметизации. В этих случаях до родителей мягко и профессионально доносят нужные аргументы.
«Путешествие с ребенком может быть стрессом для многих родителей. Сейчас мы стали чаще встречать отцов, которые летают с детьми без мам. И мы стараемся максимально помогать и поддерживать их, ведь перелет с маленьким сыном или дочерью – это большая ответственность», – поделилась Светлана Белова.
Ярослав и Светлана отмечают, что в авиакомпании есть специальные правила для обслуживания детей. Бортпроводники всегда передают горячие напитки только родителям\сопровождающим, чтобы ребенок не обжегся из-за высокой температуры, а по желанию-предлагают разбавить его холодной бутилированной водой. Сотрудники авиакомпании стараются обращать внимание других путешественников на то, что рядом с ними летят несовершеннолетние. Это важно, когда в самолете находится большие группы, которые, например, летят в летний лагерь.
Спокойствие и четкость действий в любой ситуации
Тренировки действий в аварийных ситуациях организуется ежегодно в специальном учебном центре авиакомпании. Бортпроводники проходят их группами из 10-15 человек под руководством профессионального инструктора.
Учеба состоит из теоретического и практического блоков. На первом этапе бортпроводники изучают аварийно-спасательное оборудование (АСО): кислородное, дымозащитное, оборудование, предназначенное при эвакуации на воду, в том числе спасательные детские люльки и жилеты, а также конструктивные особенности ВС.
На втором этапе проходит тренировка пожаротушения и эвакуации на тренажере в виде настоящего самолета. Так бортпроводники разбирают все возможные нештатные ситуации, чтобы четко понимать свои действия и быть готовыми прийти на помощь пассажирам. В конце обучения сотрудники авиакомпании проходят комплексную тренировку навыков и тестирование.
«Обычный человек не знает, как он поведет себя в критической ситуации. Поэтому через тренировки мы оттачиваем действия до автоматизма, чтобы мы могли рассказать все инструкции даже проснувшись посреди ночи. Только так можно подготовиться к работе», – комментирует Светлана.
Также каждый год бортпроводники проходят отдельную подготовку, чтобы изучить особенности полетов в летний и зимний период на всех типах самолетов. Раз в два года сотрудники авиакомпании тренируются аварийной посадке на воду. Для такого обучения используют бассейн, оборудованный всем необходимым для тренировки навыков выживания и спасения жизни человека в условиях приводнения, в том числе модель реального трапа- плота ВС.
Профайлинг на борту
Вы когда-нибудь задумывались, почему при посадке в самолет вас просят показать посадочный талон? Главная причина, конечно, в том, чтобы пассажир случайно не перепутал рейс. Но в этот же момент бортпроводники начинают знакомство с путешественниками и проверяют их состояние. Это помогает еще до взлета определить тех пассажиров, кому потенциально может потребоваться специальная помощь.
«Многие недоумевают, когда мы просим показать посадочный талон. На самом деле случаи, когда люди садятся не на свой рейс или даже на самолет другой авиакомпании – это не редкость. Наша работа учит спокойно реагировать на любое поведение пассажиров, чтобы не нарушать правила полета, которые придуманы ради безопасности», – добавляет Светлана.
Навыки психолога и наблюдательность помогают кабинному экипажу предугадывать желания пассажиров. Опытный бортпроводник сможет вовремя помочь даже тем, путешественникам, которые стесняются обратиться с просьбой.
«Умение спокойно разрешать проблемы пригождается регулярно. Бывает так, что на регистрации семью могут рассадить на разные ряды кресел. Мы понимаем, что это может вызывать напряжение, ведь мы все хотели бы лететь рядом с близкими. В таких ситуациях мы применяем свои навыки, чтобы договориться с другими пассажирами и обеспечить для всех больший комфорт», – добавляет Ярослав.
Также бортпроводники проходят специальную подготовку по межкультурной коммуникации. Маршрутная сеть охватывает множество стран, от Турции и Азербайджана, до Китая и ОАЭ. Авиакомпания активно развивает направления в города Поднебесной, такие как Шанхай и Пекин, поэтому необходимо учитывать особенности других культур. В случае туристов из КНР, которые часто отправляются в полет с собственным чаем в термосах, кабинный экипаж запасает больше кипятка, чтобы путешественники могли наслаждаться традиционным напитков в течение всего перелета.
Жизнь бортпроводника – это не легкие путешествия, а серьезная профессия. «Те, кто приходят с романтическими целями часто не выдерживают нагрузку. Если вы представляете, что работа бортпроводника – это красиво ходить и улыбаться, то реальность быстро вас переубедит. У нас много очень серьезных обязанностей и безопасность полетов стоит на первом месте», – комментирует Светлана Белова
Членам кабинного экипажа необходимо освоить большое количество навыков и знаний, чтобы пассажиры могли быть спокойны за свою безопасность и комфорт во время полёта. Теперь вы больше знаете о тонкостях работы на высоте 10 000 метров и понимаете, что в самолете вам готов прийти на помощь психолог, медик и профайлер в одном лице.