Когда самолеты падают на дома: причины и последствия авиакатастроф над городами

Ситуации, когда самолеты гражданской или военной авиации падали на жилые кварталы, случались не так уж и редко.
Когда самолеты падают на дома: причины и последствия авиакатастроф над городами
Getty Images
Вечером в понедельник бомбардировщик Су-34 ,падая, врезался в девятиэтажный дом в городе Ейске Краснодарского края. Самолет загорелся, а огонь перекинулся на здание, охватив 17 квартир.
Содержание статьи

Трагедия в Ейске

О причинах авиакатастрофы говорить пока рано. На данный момент было возбуждено дело о нарушении правил или подготовки полетов, основной причиной падения считают техническую неисправность бомбардировщика, совершавшего учебно-тренировочные полеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летчики живы, их допрашивают сотрудники правоохранительных органов. К сожалению, пострадало большое количество людей на земле. По данным на момент публикации 15 человек числятся погибшими (из них – 3 ребенка), 19 – пострадавшими (11 человек находятся в больницах, в том числе в тяжелом состоянии, среди них двое детей и две беременные женщины). Из под завалов удалось спасти 68 человек.

Самый первый раз

Самая первая авиакатастрофа в черте города случилась в 1920 году. Тогда пассажирские самолеты были не такими крупными, авиалайнер Handley Page Type Oruen перевозил 8 человек по регулярному рейсу «Лондон-Париж». Самолет только успел взлететь и, врезавшись в дерево, упал на заднем дворе жилого дома. Пилоты не заметили препятствие из-за тумана. Четверо из восьми человек на борту (два пассажира и два члена экипажа) погибли. На земле не пострадал никто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиатор падает

Если вы не знаете про Говарда Хьюза, знаменитого американского бизнесмена, увлеченного авиатора, кинопродюсера и ловеласа (1905–1976), то, наверняка, смотрели картину Мартина Скорсезе «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

В свое время Хьюз тоже стал участником авиакатастрофы (эта история раскрывается и в фильме). В 1946 году в пригороде Лос-Анджелеса он лично проводил испытания самолета-разведчика XF-11, который сам же и разработал. В небе у самолета отказал один из двигателей, и машина стала стремительно снижаться. На скорости 250 км\ч она рухнула на жилые дома, практически рядом с бульваром Санта Моники в Беверли-хиллз.

Самолет разрушил несколько домов, однако никто из местных жителей не пострадал. Больше всего досталось самому Хьюзу – его увезли в больницу с 78-процентными ожогами тела (авиатор выжил). Возможно он не обгорел бы так сильно, если бы вопреки запрету на залил в бак XF-11 слишком много топлива. После авиакатастрофы проект был заморожен на неопределенный срок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жертвы на земле

Чаще всего падение самолетов на городские районы приносило серьезный ущерб городу и влекло за собой немало человеческих смертей.

Самые большие потери

Так произошло в далеком 1969 году в венесуэльском городе Маракайбо, когда лайнер DC-9 во время взлета задел линию электропередач и рухнул на жилой район. Из 155 человек, которые погибли в тот день, 71 были жителями города. В 1976 году в Боливии на жилой район упал грузовой авиалайнер. На борту было всего 3 члена экипажа, погибли все. Однако жертв на земле оказалось несравненно больше – 88 человек.

Самыми жуткими становятся авиакатастрофы, в которых погибают дети. В этом плане одним из самых трагичных была авария российского военного самолета Ан-24Т в 1972 году в городе Светлогорске. Борт совершал облет своей радиотехнической аппаратуры и столкнулся с деревьями. После столкновения самолет упал на здание местного детского сада. Все члены экипажа (8 человек) погибли, вместе с ними жертвами той трагедии стали еще 26 человек, 3 сотрудника детского сада и 23 ребенка.

Трагедия в Куинсе

Жертв в авиакатастрофе 2001 года к Нью-Йорке, когда Airbus A300 упал на квартал Куинс, было немало – 260 человек на борту и 5 человек на земле. При этом удивительно, что на земле не погибло больше людей: лайнер полностью снес три жилых дома (еще 12 строений загорелось).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причиной крушения стала несогласованность действий пилотов при попадании в так называемый спутный след (или спутную турбулентность) – воздушные вихри, которые оставляет вылетевший ранее другой самолет (в этом случае вылеты двух бортов разделяли каких-то 3,5 минуты).

Пострадавший Куинс.
Пострадавший Куинс.
Национальное управление океанических и атмосферных исследований США
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две катастрофы на Суматре

В 2005 году на Суматре спустя минуту после взлета разбился пассажирский Boeing 737-200. Лайнер упал прямо на жилой квартал, дома загорелись. Кроме 147 человек на борту, погибли 30 человек на земле. Спустя 10 лет здесь же снова произошла катастрофа. На этот раз упал самолет Lockheed KC-130B, который перевозил военных вместе с семьями. Жертвами стали – 122 человек на борту и еще 20 человек на земле.

Не только самолеты. В 1993 году в Саранске прямо во время празднования 9 мая вертолет Ми-2 упал на жилой дом. Машина летала над городом, разбрасывая поздравительные открытки и зацепилась за линию электропередач. На борту было 5 человек, двое погибли. На земле не пострадал никто.

Тот самый день

Самой жуткой авиакатастрофой в мире по праву можно считать теракт, совершенный в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, который устроили члены группировки «Аль-Каида» (запрещена на территории РФ).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ходе теракта злоумышленники захватили четыре пассажирских самолета. Два из них они направили в здания Всемирного Торгового Центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, знаменитые «башни-близнецы», третий самолет – в Пентагон. Четвертый лайнер летел, по предположению спецслужб, в Белый дом или Капитолий, но не добрался до своей цели (пассажиры и команда подняли бунт на борту). Им удалось изменить траекторию полета лайнера, но он все равно упал – в поле в районе штата Пенсильвания.

Башни Всемирного Торгового Центра на старой фотографии.
Башни Всемирного Торгового Центра на старой фотографии.
Pexels