Морфология конфликта: как вести себя с грубым человеком
3 причины грубости
Грубость в общении — это нежелательное и неприятное поведение, которое вредит отношениям. Приводит к душевному дискомфорту. И причины, по которым люди хамят и ведут себя грубо — у всех разные.
Мы рассмотрим три базовые. Их понимание поможет нам лучше разобраться в поведении окружающих, а также избегать подобного в своем.
Неудовлетворенность собственными потребностями и желаниями
В этом случае грубость используется для того, чтобы вызвать в других чувство вины. Или заставить их выполнять просьбы и требования. В таком контексте — это способ получения контроля и власти над другими людьми, чтобы удовлетворить свои потребности и желания.
Но это, как правило, не дает ожидаемого результата. Поэтому приводит к разрушению отношений или даже к изоляции от окружающих.
Неуверенность и страх
Когда люди чувствуют себя неуверенно или боятся неприятностей, их хамство работает как способ защитить себя. Или сделать ситуацию более понятной.
Это связано с низкой самооценкой или тревожностью, но чаще — с чувством страха или неопределенности. Такое поведение приводит к стрессу и напряжению. И как итог — к нарушению отношений с другими людьми.
Недостаток эмпатии
Не каждый человек способен сочувствовать другим людям. Такие личности поступают грубо, потому что они не в состоянии понять чувства и потребности других людей. Соответственно, они не могут и уважать их.
Недостаток эмпатии приводит к тому, что окружающие чувствуют себя непонятыми. Им не оказывается уважение. Конечно, и это рушит отношения, вызывает негативные эмоции у обеих сторон. Крайние стадии недостатка эмпатии имеют даже свой психологический термин — алекситимия. С таким расстройством человеку сложно различать даже собственные эмоции, не то что чужие.
Как вести себя с грубым человеком
Важный навык, который пригодится в различных ситуациях, как в профессиональной, так и в личной жизни — знать, как поставить на место грубого человека. В этом контексте, рассмотрим 5 методов взаимодействия с трудными личностями для конструктивного общения с ними.
Опираясь на озвученные причины, представим, что вы попали в ситуацию конфликта. Перед вам хам, который ведет себя неадекватно. Что делать?
Сохраняйте спокойствие
Невозмутимость — главный инструмент для сохранения самообладания в конфликтных ситуациях. Многие «конфликтеры» намеренно пытаются вывести свою «жертву» из себя, чтобы получить преимущество в диалоге.
В такой ситуации важно не поддаваться эмоциональным провокациям и оставаться уравновешенным. Когда хам понимает, что вы уверены в себе, не нападаете на него в ответ, но и не обескуражены таким поведением — диалог обычно становится более конструктивным.
Используйте «я» утверждения
Сосредоточьтесь на своих эмоциях и опишите, как общение с грубым человеком влияет на вас. Вместо того, чтобы осуждать или обвинять его, используйте фразы типа «я чувствую, что...», или «мне не нравится, когда...», чтобы объяснить, как вы реагируете на его поведение.
Направляйте общение в конструктивное русло
Ведите разговор на конкретную тему, не допуская личных оскорблений и отвлечений от основной проблемы. Сфокусируйтесь на поиске эффективного решения. Напомните «конфликтеру» о цели разговора.
Смотрите в глаза
Грубый человек часто использует взгляд в глаза как способ вызвать страх или неуверенность. Поэтому не бойтесь поддерживайте контакт глаз, чтобы показать свою уверенность и решимость.
Помните о своих границах
Чтобы защитить свои интересы и поставить хама на место — обозначьте свои границы, которые нельзя нарушать. Не допускайте, чтобы грубый человек хамил или оскорблял вас. Уважайте свои чувства и принимайте меры, чтобы защитить себя.
Уверенно, спокойным голосом, смотря прямо в глаза, скажите человеку, что вы не станете терпеть подобное поведение. И что если он продолжит себя так вести, вы намерены завершить разговор.