Можно ли стать автогонщиком с ДЦП: рассказывает Василий Завгородний

Автоспортсмен с врожденным ДЦП поговорил с Men Today о карьере, препятствиях и жизненных ориентирах.
Можно ли стать автогонщиком с ДЦП: рассказывает Василий Завгородний
Архив автора

Василий родился с ДЦП, тетрапарезом ног. Закончил два вуза по профессии экономика, школу контраварийного вождения, получил права категории «В» и «С». Сейчас он и его семья тяжело болеют ковидом, но он не опускает руки и бодро советует подписчикам – «Девять раз споткнетесь, на десятый раз выстрелите!».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый раз в жизни я сел за руль банального дедушкиного ЗАЗ-968 «Запорожца» со стандартной комплектацией, как и все – лет в 17-18, на первом курсе. Естественно, с первого раза не получилось – у меня были проблемы с выжимом сцепления, так как по заболеванию ДЦП – тетрапарез нижних конечностей, дистрофия мышц – не хватало физической силы для выжима педалей. Это первое, что побудило меня начать путь вперед: почему не могу выжать сцепление? Не хватает силы. Силы не хватает почему? Из-за болезни. Что нужно делать? Тренироваться.

Так, посоветовавшись с невропатологами и реабилитологами, я решил заниматься в тренажерном зале — штанги, гантели, силовые упражнения, бассейн и все остальное. Для достижения своей цели (а тогда моей целью было просто научиться выжимать сцепление и ездить) нужны были физические силы – в ногах, стопах, сухожилиях, мышцах, коленных суставах... Научившись просто дергать коробку (так как плавное сцепление выжимать все еще не выходило), понял – через тернии к звездам. Потихоньку машина начала слушаться.

Потом пошел подавать документы в автошколу. Естественно, руководство мне сразу отказало: — «Мы не имеем возможности подстраиваться под ваше заболевание». Тогда в автошколе были классические советские автомобили – машины, укомплектованные стандартными педалями и коробкой механики, и увидев, как я хожу (передвигаюсь с тросточкой), мне сказали, что машины под меня переделывать никто не собирается. Этот ответ меня не удовлетворил – руководству автошколы я лично сообщил, что хочу, могу и буду, на что получил вторичный отказ. Когда директор послал меня по тому адресу, куда обычно посылают мужчины в плохом настроении, я пошел получать медицинские справки о пригодности от невропатолога и реабилитолога. А потом, вместе со справками и юристом, пришел к руководству ГАИ города, объяснив, что в автошколе ведут себя, мягко говоря, нетолерантно по отношению к людям с инвалидностью ДЦП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так с третьей попытки я все-таки попал в автошколу. Прошел стандартный курс, 2 или 3 месяца на категорию «В» – любительские права. Как и все абитуриенты, успешно сдал теорию, показал навыки вождения спустя три месяца, чему мой инструктор (которого пришлось материально простимулировать со мной «возиться», то есть, тратить на меня время и бензин) очень удивился. Опыта мне это практически не дало — той дозы информации, которую я хотел, не получил. Энергетически я чувствовал, что могу что-то большее, но еще не понимал, что хочу от машины.

Мне выпала честь обучаться у профессионалов своего дела – мастеров, ветеранов спорта, прошедших огонь, воду и медные трубы. Мне на профессиональном уровне объяснили мои ошибки, посоветовали, чему мне, как человеку с ДЦП, стоит уделить внимание. Пока учился, я держал в голове вечно преследующую фразу: нельзя, не получится, не сможете – смиритесь. Это очень больно било по психике, по самолюбию, но мотивировало идти дальше, чтобы доказать всему миру – можно, получится, смогу – смиряться не стану. Показав средний палец тому директору первой автошколы, в 2012-2013 годах я смог попасть в топ-100 лучших автомобилистов страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный совет начинающим автогонщикам и людям с похожим заболеванием – не бояться. Основываюсь на своем опыте – не бойтесь, не замыкайтесь в своей болячке! Если кто-то говорит, что она не позволит вам развиваться, достичь своих целей, вспомните пример – Валентин Иванович Дикуль. Человек, который был полностью прикован с кровати, но спустя годы тренировок доказал всему миру, что тягать штангу и вести здоровый образ жизни лучше, чем лежать овощем и слушать о том, что ты не такой как все. Теперь же по его системе восстанавливается множество пострадавших от разных заболеваний людей. Еще – Сережа Кутергин из Comedy Club. Родился с ДЦП и нарушением речевой функции, отучился в специнтернате – но нашел в себе силы, развивая интеллект и харизму, доказать всей России, что способен на гораздо большее, чем даже здоровые его сверстники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самые счастливые моменты в карьере автогонщика – когда едешь за рулем автомобиля в общем потоке – непогода, снег, гололед – и внезапно машина начинает вилять задней осью, а ты чувствуешь, что можешь спрогнозировать: 1-2 секунды, и начнется нестандартное проявление динамики. Ты прежде всего отвечаешь за жизнь пассажиров, за свою жизнь, за жизнь тех, с кем может что-то случиться, если вылетишь на встречку по гололеду. И вот осознавать то, что ты можешь предсказать, заранее исправить ту катастрофу, которая могла бы произойти – высшее духовное и интеллектуальное удовлетворение.

Получается, твои усилия оправданы – ты захотел научиться и смог. Заслуженные спортсмены не зря тратили свое время на твое обучение – на дороге можешь доказать всему миру, что ты лучше, что болезнь не помешала достичь тебе того, о чем ты мечтал. Слушайте себя – свой мозг и свое сердце, они не подведут. Если Бог дал вам хотя бы одну извилину – шевелите ей, ведь наши нейроны работают только тогда, когда мы заставляем их шевелиться. Сдвиньте тот самый лежачий камень, раз вода под него не течет!