На этих самолетах не летаем: что не так с Boeing, признавшим вину в гибели 346 человек в авиакатастрофах

Компания Boeing признала вину в мошенничестве и крушении двух самолетов 737 MAX в 2018 и 2019 году.
На этих самолетах не летаем: что не так с Boeing, признавшим вину в гибели 346 человек в авиакатастрофах
Unsplash

Представители Boeing признали факт мошенничества в ходе расследования крушений двух катастроф с участием самолетов компании и гибели 346 пассажиров. По информации Reuters, компания согласилась выплатить штраф в размере 243,6 миллионов долларов, также корпорация инвестирует 455 миллионов долларов в безопасность перелетов в течение трех лет, допустив к работе независимых наблюдателей от государства. Более того, Boeing может лишиться контрактов с NASA и Минобороны США, однако такие соглашения и суммы штрафов не устроили семьи погибших. Пострадавшая сторона считает, что Boeing «легко отделались».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что произошло?

29 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8, следующий рейсом по маршруту Джакарта-Панкалпинанг пропал с радаров спустя 11 минут после начала полета. Самолет рухнул в Яванское море — все 189 человек, включая 8 членов экипажа, погибли. Менее чем через полгода — 10 марта 2019 года — другой борт Boeing 737 упал через 7 минут после начала рейса по маршруту Абеба-Найроби в Эфиопии. Все 149 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. После двух крупных трагедий все самолеты Boeing 737 MAX 8 были отстранены от полетов, но в 2020 году вновь допущены до рейсов.

Кто виноват в авиакатастрофах?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причину обеих катастроф установили — ей стал сбой в работе системы улучшений характеристик маневренности. Система автоматически активировалась до того, как самолет начал резкое пикирование. Предварительно система проходила множество тестов и сертифицированных полетов. Однако в ходе расследования выяснилось, что MCAS ориентировалась только на один из двух датчиков отклонения борта, в то время как прямой конкурент Boeing — Airbus — использует в системе три датчика для соответствующей реакции. После катастроф система улучшений характеристик маневренности была доработана, но не исключено, что главная проблема была все-таки в производственном дефекте.

Почему все боятся летать на самолетах Boeing, и насколько они безопасны на самом деле?

Ранее бывший сотрудник корпорации Boeing признался, что при производстве самолетов использовали металлолом — то есть компоненты, которые были уже списаны. Бракованные детали до сих пор могут стоять в лайнерах, которые совершают рейсы по всему миру. При сборке, как и при тестировании самолетов, главным критерием стала скорость, а качество автоматически пострадало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лайнеры Boeing 737 MAX в отстойнике корпорации в Сиэтле, США
Лайнеры Boeing 737 MAX в отстойнике корпорации в Сиэтле, США
SounderBruce.

Проблемы с самолетами Boeing продолжаются: в январе 2024 года у той же модели вырвало люк во время полета на рейсе авиакомпании Alaska Airlines. Инцидент произошел за несколько дней до окончания трехлетнего периода усиленного мониторинга и отчетности, который назначили после авиакатастроф. Самолет, который только-только сошел с конвейера и прошел сертификацию, благополучно приземлился, пассажиры отделались испугом. После расследования федеральное управление гражданской авиации США приостановило эксплуатацию Boeing 737 MAX, обнаружив неполадки с установкой дверей и незатянутыми болтами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие авиакомпании используют самолеты Boeing 737 MAX?

Boeing 737 MAX
Boeing 737 MAX
Steve Lynes from Sandshurs

С 2022 года самолеты Boeing в Россию не поставляются. По данным на 1 марта 2023 года в отечественном парке содержалось 316 самолетов Boeing. Росавиация утверждает, что в парке российских авиакомпаний нет моделей 737 MAX — это наиболее свежие данные от января 2024 года. Проверить иностранные авиакомпании на наличие в парке самолетов Boeing 737 MAX можно на этом сайте.