Не навязывать, а соблазнять: бизнес-коуч рассказал, как научиться отстаивать свои идеи на работе и в жизни
Некоторых людей всегда слушают, а другие остаются без внимания даже если их идеи и мысли ничуть не хуже. Их просто не замечают. Это распространенная проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство. И плохая новость заключается в том, что такой эффект связан с эволюцией человека и предопределен генетически. Но есть и хорошие вести: вот несколько способов, которые позволят вам быть услышанными в любом коллективе.
А чтобы узнать об этих методах чуть подробнее, мы поговорили с известным бизнесменом/дизайнером Леонидом Фейгиным, который ведет авторские курсы по сторителлингу и искусству речи, чтобы разобраться, как работает харизма, и какие существуют способы впечатлить окружающих.
Что такое гало-эффект?
Начнем с теории: почему к одним людям прислушиваются, даже если у них нет знаний (а советы, в лучшем случае, сомнительны), а других старательно игнорируют, несмотря на глубокое понимание темы и знания?
Это можно объяснить гало-эффектом. Все живые существа на планете следуют определенным эволюционным законам. Чтобы выжить, нужно выбирать только лучшие гены, следовать за наиболее перспективными представителями стаи: они защитят, добудут пищу, отпугнут хищников.
Поэтому с древнейших времен у людей сформировался ряд визуальных маркеров, которые позволяют отличить перспективного (с эволюционной точки зрения) представителя вида от других.
Это привело к забавному когнитивному искажению: красота, сила, внешняя привлекательность, громкий голос создают иллюзию, что человек экспертен и точно не может быть не прав. Поэтому к таким людям прислушиваются, пока другие (даже более профессиональные) остаются не у дел.
К счастью, люди успешно преодолевают законы эволюции, поэтому даже здесь можно успешно нивелировать свои недостатки и достигнуть успеха в том случае, если природа против.
Начните соблазнять
Человека нельзя заставить вас слушать. Если во время дискуссии, вы встанете во весь рост и закричите, чтобы вас услышали, эффект от этого будет отрицательный. Возможно, кто-нибудь из присутствующих попросить вызвать санитаров, но вряд ли хоть кто-то начнет относиться к вашим словам серьезно. Оппонента нужно соблазнить.
На словах звучит легко, но как это реализовать на практике? Есть 2 подхода. И что важно: для наибольшего эффекта необходимо пользоваться каждым одновременно.
Первый подход — любите то, о чем говорите. Если вы искренне заинтересованы в теме, вас начнут слушать, потому что эта эмоция хорошо считывается. Люди тонко чувствуют, когда человек говорит от всего сердца, а не пытается выжать из себя любой комментарий по теме без искренней заинтересованности.
Второй подход — поймите, что хочет услышать человек. Так уж сложилось, но человека ничего, кроме самого себя почти не волнует. Поэтому, предлагая тот или иной вариант, вы должны обращаться к потребностям и желаниям слушателей, а не своим субъективным интересам.
Поймайте ритм
Часто к вашим идеям не прислушиваются, потому что вы предлагаете их не вовремя. Это распространенная проблема многих людей. В пылу обсуждения им в голову приходит интересная идея, которая актуальна именно сейчас, но пока они стараются ее грамотно сформулировать, дискуссия перетекает в другое русло, и мысли перестают быть актуальными.
Поэтому нужно ловить ритм: пришла в голову идея, скажите ее сразу в первой образовавшейся паузе. Пусть вы и сформулировали ее криво, но благодаря актуальности темы, к ней в любом случае прислушаются.
Но даже если вы чувствуете ритм, им не всегда удается воспользоваться из-за неуверенности. С ней нужно бороться. А для этого нет ничего лучше практики. Если вы очень сильно боитесь общаться с людьми на улице, начните подходить к каждому человеку, чтобы, например, спросить дорогу. Спустя 100 человек страх разговоров рассеется. Так работает абсолютно со всем: начнете делать, страх со временем исчезнет.
Научитесь слушать
Парадоксально, но большинство диалогов и разговоров строятся по одному сценарию: человек не слушает другого, а цепляет определенные идеи, а после начинает формулировать ответы, не слушая окружающих.
Это мешает ловить ритм, быть актуальным, а также совершенно не помогает искать то, что интересует окружающих. То есть неумение слушать создает сразу несколько проблем, которые нельзя решить.
Выход один: не нужно выдумывать ответы во время того, когда человек говорит. Да, потом будет сложно сформулировать свою речь, но зато вы будете тоньше чувствовать, какую эмоцию нужно вложить в свое высказывание. Это поможет набрать социальных очков и сделает вас более значимым в глазах окружающих.
Но главный совет — практика. Только она может превратить человека в мастера дискуссии, к которому прислушиваются окружающие.
Работайте и результат не заставит себя долго ждать. А если тема заинтересовала и есть желание узнать об искусстве коммуникации побольше, рекомендуем послушать подкаст целиком. Там много интересного.