Не навязывать, а соблазнять: бизнес-коуч рассказал, как научиться отстаивать свои идеи на работе и в жизни

Общение с другими людьми — важная часть повседневной жизни, но у многих часто возникают проблемы с коммуникацией. Что делать, если вас не слушают? Men Today и студия подкастов «‎Трёшка» поговорили с бизнесменом и мастером коммуникаций Леонидом Фейгиным, чтобы разобраться, как избежать этой проблемы.
Не навязывать, а соблазнять: бизнес-коуч рассказал, как научиться отстаивать свои идеи на работе и в жизни
Unsplash

Некоторых людей всегда слушают, а другие остаются без внимания даже если их идеи и мысли ничуть не хуже. Их просто не замечают. Это распространенная проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство. И плохая новость заключается в том, что такой эффект связан с эволюцией человека и предопределен генетически. Но есть и хорошие вести: вот несколько способов, которые позволят вам быть услышанными в любом коллективе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А чтобы узнать об этих методах чуть подробнее, мы поговорили с известным бизнесменом/дизайнером Леонидом Фейгиным, который ведет авторские курсы по сторителлингу и искусству речи, чтобы разобраться, как работает харизма, и какие существуют способы впечатлить окружающих.

ЛеонидФейгин
Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding, член Союза дизайнеров России, академик Российской академии рекламы

Что такое гало-эффект?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с теории: почему к одним людям прислушиваются, даже если у них нет знаний (а советы, в лучшем случае, сомнительны), а других старательно игнорируют, несмотря на глубокое понимание темы и знания?

Это можно объяснить гало-эффектом. Все живые существа на планете следуют определенным эволюционным законам. Чтобы выжить, нужно выбирать только лучшие гены, следовать за наиболее перспективными представителями стаи: они защитят, добудут пищу, отпугнут хищников.

Поэтому с древнейших времен у людей сформировался ряд визуальных маркеров, которые позволяют отличить перспективного (с эволюционной точки зрения) представителя вида от других.

Это привело к забавному когнитивному искажению: красота, сила, внешняя привлекательность, громкий голос создают иллюзию, что человек экспертен и точно не может быть не прав. Поэтому к таким людям прислушиваются, пока другие (даже более профессиональные) остаются не у дел.

Когда мы видим особу, которая проявляет признаки физического преуспевания: гладкая кожа, светлые волосы, громкий голос, осанка, возникает гало-эффект. Нам легче поверить, что человек говорит по делу.
Леонид Фейгин Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding

К счастью, люди успешно преодолевают законы эволюции, поэтому даже здесь можно успешно нивелировать свои недостатки и достигнуть успеха в том случае, если природа против.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начните соблазнять

Яркая иллюстрация на тему «как делать не нужно»
Яркая иллюстрация на тему «как делать не нужно»
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человека нельзя заставить вас слушать. Если во время дискуссии, вы встанете во весь рост и закричите, чтобы вас услышали, эффект от этого будет отрицательный. Возможно, кто-нибудь из присутствующих попросить вызвать санитаров, но вряд ли хоть кто-то начнет относиться к вашим словам серьезно. Оппонента нужно соблазнить.

Можно соблазнить человека, убедить, понравиться — все что угодно. Но заставлять — это самая неправильная техника, потому что при изнасиловании через уши, даже если процесс формально совершен, обе стороны получают так мало удовольствия, что остается очень неприятный осадок.
Леонид Фейгин Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding

На словах звучит легко, но как это реализовать на практике? Есть 2 подхода. И что важно: для наибольшего эффекта необходимо пользоваться каждым одновременно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый подход — любите то, о чем говорите. Если вы искренне заинтересованы в теме, вас начнут слушать, потому что эта эмоция хорошо считывается. Люди тонко чувствуют, когда человек говорит от всего сердца, а не пытается выжать из себя любой комментарий по теме без искренней заинтересованности.

Людям не интересно вообще ничего на свете, кроме самих себя. Соответственно, если вы хотите, чтобы люди заинтересовались тем, что вы говорите, говорить надо не о себе, а о них.
Леонид Фейгин Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding

Второй подход — поймите, что хочет услышать человек. Так уж сложилось, но человека ничего, кроме самого себя почти не волнует. Поэтому, предлагая тот или иной вариант, вы должны обращаться к потребностям и желаниям слушателей, а не своим субъективным интересам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поймайте ритм

Unsplash

Часто к вашим идеям не прислушиваются, потому что вы предлагаете их не вовремя. Это распространенная проблема многих людей. В пылу обсуждения им в голову приходит интересная идея, которая актуальна именно сейчас, но пока они стараются ее грамотно сформулировать, дискуссия перетекает в другое русло, и мысли перестают быть актуальными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому нужно ловить ритм: пришла в голову идея, скажите ее сразу в первой образовавшейся паузе. Пусть вы и сформулировали ее криво, но благодаря актуальности темы, к ней в любом случае прислушаются.

Внутри вашей головы должен быть такой дирижер, который чувствует, как играет оркестр диалога и ловит тот момент, когда вы можете солировать и вовремя вступить.
Леонид фейгин Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding

Но даже если вы чувствуете ритм, им не всегда удается воспользоваться из-за неуверенности. С ней нужно бороться. А для этого нет ничего лучше практики. Если вы очень сильно боитесь общаться с людьми на улице, начните подходить к каждому человеку, чтобы, например, спросить дорогу. Спустя 100 человек страх разговоров рассеется. Так работает абсолютно со всем: начнете делать, страх со временем исчезнет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Научитесь слушать

Unsplash

Парадоксально, но большинство диалогов и разговоров строятся по одному сценарию: человек не слушает другого, а цепляет определенные идеи, а после начинает формулировать ответы, не слушая окружающих.

Это мешает ловить ритм, быть актуальным, а также совершенно не помогает искать то, что интересует окружающих. То есть неумение слушать создает сразу несколько проблем, которые нельзя решить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выход один: не нужно выдумывать ответы во время того, когда человек говорит. Да, потом будет сложно сформулировать свою речь, но зато вы будете тоньше чувствовать, какую эмоцию нужно вложить в свое высказывание. Это поможет набрать социальных очков и сделает вас более значимым в глазах окружающих.

Но главный совет — практика. Только она может превратить человека в мастера дискуссии, к которому прислушиваются окружающие.

Не люблю людей, не люблю общение, не люблю коммуницировать, потому что мне так тяжело это давалось. Но я понял, что просто разорюсь, если не научусь говорить. В результате мне пришлось этому учиться, познавать теории и много работать. И неожиданно оказалось, что я делаю это лучше, чем те, кому давалось легко, потому что я относился к этому серьезно.
Леонид Фейгин Креативный директор и сооснователь Direct Design Visual Branding

Работайте и результат не заставит себя долго ждать. А если тема заинтересовала и есть желание узнать об искусстве коммуникации побольше, рекомендуем послушать подкаст целиком. Там много интересного.