Останетесь без денег и машины: в стране возродилась схема из лихих 90-х. Вот что надо знать
В России возродилась схема с автомобилями-распилами
Сегодня снова набирает популярность схема с так называемыми «распилами» — машинами, которые ввозятся в страну под видом запчастей. Мошенники покупают битые автомобили за границей по низкой цене, распиливают их на две части, чтобы отправить в контейнерах. Это позволяет избежать уплаты утильсбора и таможенных пошлин.
Эксперты считают, что возрождение этой схемы связано именно с ростом ставок утильсбора. В октябре они подскочили на 70-85% в зависимости от мощности двигателя. В основном под такую схему попадают машины с объемом двигателя от 2 литров и выше, где высокие пошлины бьют по карману особенно сильно. В следующем году, напомним, ставки утильсбора снова увеличат — на этот раз на 10-20%.
Нередко такие машины-распилы проходят легализацию через Беларусь. Но как рассказал вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко, это можно сделать и в нашей стране. «В Россию можно завезти любую машину в разобранном виде, и ее даже распиливать не надо. Она должна заехать без ходовой части, без двигателя, без руля, и салон должен отсутствовать. В первом контейнере: ходовая часть, трансмиссия, двигатель, салон, руль. А во втором завозятся остатки кузова», — объяснил он. На таможне они будут проходить как безномерные запчасти.
Также Казаченко привел следующий пример: сгорел автомобиль, но остались от него документы. Вы покупаете точно такую же модель в ОАЭ, привозите его в Грузию или Армению, где разбираете и растаможиваете. Кузов с VIN-номером официально оформляется, а вот двигатель и ходовая часть остаются вне регистрации, что делает процесс растаможки гораздо дешевле. В итоге все части собираются в один транспорт, который по стоимости оказывается на 60% дешевле. Получается, по словам эксперта, «кривая полулегальная схема», которую используют люди, чья машина пострадала в ДТП или пожаре.
Мошенники же таким способом сегодня продают преимущественно праворульные японские иномарки. Об этом рассказал руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков. У «японок» нет стандартного 17-значного VIN-номера — только номер кузова. Они идеально подходят для схемы с «распилами», поскольку их труднее «пробить» по базе данных.
Преступники же, в свою очередь, уверяют покупателей, что авто долгое время стояло на учете в Беларуси для того, чтобы не платить таможенные сборы. И в качестве подтверждения своей легенды даже предоставляют документы, которые, разумеется, поддельные. Уже много лет машины с правым рулем в соседнем государстве невозможно зарегистрировать официально.
Тем не менее, через коррумпированных или недобросовестных должностных лиц эти автомобили все же получают российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). По словам Шелкова, основная коварность такой схемы в том, что на определенном этапе машина приобретает «легальный» статус, но при проверке в ГАИ вскрываются поддельные документы. В результате транспорт лишают регистрации и аннулируют ЭПТС.
Как определить, что это «распил»
Заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ «Авилон» Роман Титов рассказал, как не попасться на крючок мошенников, продающих «распиленные» машины. Вот на что стоит обратить внимание.
Кузов
Он не должен иметь следов швов, вмятин, коррозии или других повреждений. Места сварки часто покрываются ржавчиной, что бросается в глаза даже без специального оборудования. Кроме этого, толстый слой краски или шпаклевки на кузове может указывать на попытку скрыть «распил».
Салон
После серьезных ДТП такие автомобили часто начинают «расходиться по швам». Поэтому важно тщательно осмотреть обивку сидений, состояние салона, а также проверить, не был ли он «перешит». Не менее важен и функционал всех электронных систем — освещения, кондиционера и прочее.
Моторный отсек
Здесь стоит обратить внимание на наличие следов утечек масла, антифриза, а также на состояние шлангов, ремней и фильтров. Если заметите какие-либо следы ремонта, это может быть сигналом, что с машиной что-то не так.
История авто
Запросите у продавца информацию о предыдущих владельцах и проведите проверку по VIN-номеру. Так вы сможете узнать, попадала ли машина в ДТП, находилась ли в залоге, а также выясните, не был ли скручен пробег.
Наконец, стоит воспользоваться онлайн-маркетплейсами и сервисами для проверки автомобилей, которые предоставляют достоверную информацию о прошлом транспорта.
Что делать, если вас все же обманули?
Добросовестным покупателям уголовное наказание не грозит, только если не будет доказано, что они знали о «распиле». Но вот автомобиль вполне могут забрать на штрафстоянку, поскольку неизвестно, какой машине до этого принадлежал кузов: находится ли она в розыске или нет.
По словам адвоката автомобильного движения «Свобода выбора» Сергея Радько, пострадавшие могут только надеяться на помощь полиции или суда. «Если кто-то обещает зарегистрировать автомобиль, но при этом продает машину, которая вообще не подлежит регистрации, то это мошенничество. Поэтому следует обращаться в МВД с заявлением», — советует он.
Однако, по словам эксперта, полиция, скорее всего, не будет заниматься таким делом, и деньги придется требовать через суд. Но даже если сделку признают недействительной, вернуть средства — задача не из легких. Внимательность и тщательная проверка автомобиля перед покупкой — лучший способ избежать неприятных сюрпризов.
Как еще обманывают автолюбителей
В конце ноября россиян предупредили о новом способе мошенничества, который может подстерегать их, но уже при продаже автомобиля. Оказавшись в такой ситуации, владельцу транспорта грозят серьезные проблемы и потеря денег.
Как работает схема? Обычно мошенники действуют в тандеме: один из них притворяется покупателем и подписывает договор, а второй переводит деньги со своего банковского счета. Или же сам покупатель может использовать чужую банковскую карту.
Как рассказал Максим Шелков из «Автокриминалиста», после перевода средств человек, который их отправил, может обратиться в суд с заявлением, что машину он так и не получил, хотя и заплатил за нее. Реальный покупатель, в свою очередь, будет утверждать, что расплатился наличными, и автомобиль — его. Суд может встать на сторону того, кто перевел деньги, и обязать продавца вернуть средства. Чтобы избежать таких проблем, Шелков советует четко прописывать в договоре, с какого счета и кому должны быть отправлены деньги.