Почему домашнее задание скорее вредит школьниками, чем помогает

Дети не любят выполнять домашнее задание, и это не секрет. Но ведь оно делает детей умнее, скажете вы. А мы ответим, что не всегда, и объясним, почему.
Почему домашнее задание скорее вредит школьниками, чем помогает

В середине 2000-х годов исследователь из Дьюкского университета (США) по имени Харрис Купер провел одно из самых всесторонних исследований эффективности домашних заданий на сегодняшний день. Исследование было направлено на изучение предполагаемой корреляции между домашним заданием и успехами школьников. Результаты были не очень впечатляющими, ученый пришел к выводу, что нет убедительных доказательств связи между выполнением домашнего задания и навыками школьников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследование 2012 года, в котором приняли участие более 18 000 учащихся 10-х классов, показало, что увеличение количества домашнего задания может быть результатом того, что ученикам необходимо освоить большие объемы информации при ограниченном количестве времени. Поэтому часть школьной программы приходится переводить на самостоятельное изучение дома. Однако школьники, которые тратят много времени, чтобы самим понять сложный материал, на самом деле не становятся умнее, а только путаются и теряют мотивацию учиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли домашнее задание навредить детям?

Оказалось, что да, домашняя работа может нанести определенный вред. В 2013 году было проведено еще одно исследование, в рамках которого наблюдали за 4317 школьниками из десяти хороших школ. Результаты показали, что ученики, которые много времени тратили на домашнюю работу, проявляли большую активность в школе, но при этом испытывали стресс и имели проблемы со здоровьем. Важно отметить, что все эти дети были из обеспеченных семей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если посмотреть, как домашняя работа влияет на разрыв между детьми из богатых и малообеспеченных семей, то мы обнаружим крайне печальную картину. Исследования показывают, что увеличение количества домашних заданий способствует снижению успеваемости у детей из бедных семей, которые не имеют возможности в срок выполнять задания. Например, у них может не быть безопасного места для учебы, или их родители не будут обладать достаточными знаниями и временем для помощи с уроками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это вовсе не означает, что обеспеченные дети гарантированно выиграют от выполнения большого объема домашней работы. В исследованиях, выступающих в поддержку домашней работы, часто отмечается, что так у родителей появляется возможность участвовать в учебном процессе и следить за прогрессом ребенка. Но результаты работы, проведенной в 2014 году показали, что помощь родителей, которые забыли материал (или никогда по-настоящему не понимали его), может навредить способности ребенка учиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как без боли сделать домашнюю работу?

Как бы то ни было, во многих школах домашнюю работу делать все равно нужно. И чтобы этот процесс приносил удовольствие и детям, и родителям, нужно выбирать правильный подход. К примеру, можно использовать технику интервальных повторений, которая представляет собой постепенное повторение материала в течение небольших, но постоянно возрастающих интервалов. Например, ребенку задали выучить теорему с доказательством по геометрии. И чтобы не сидеть над учебником в ночь перед уроком, можно поступить иначе — запланировать, что ребенок начнет учить материал, например, за пять дней до проверочной работы. В первый день он повторит теорему трижды с перерывом в несколько часов, на следующий день он повторит ее дважды, с большим перерывом во времени и так далее.