Почему покупать машину за границей самому — плохая идея: эксперт рассказал как снизить риски

В 2022 году российский авторынок пережил серьезный спад: дефицит предложения составил примерно 1 млн. авто, объем продаж сократился на 60%. Участники рынка оказались в ситуации, когда им необходимо пересмотреть структуру поставок. В конце 2021-го, например, каждая вторая машина попадала к дилерам через программу трейд-ин. Но уже к ноябрю 2022-го доля таких авто в стоках сократилась до 22%.
Почему покупать машину за границей самому — плохая идея: эксперт рассказал как снизить риски
Lamborghini

На смену трейд-ину пришли альтернативные каналы выкупа: профессиональные продавцы стали чаще откликаться на объявления физлиц на сайтах, участвовать в аукционах и приобретать ликвидные модели, которые производитель больше не поставляет напрямую, в странах Таможенного союза. Часто импорт происходил по «серым» схемам, которыми игроки автомобильного рынка пользовались еще в 90-е.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пример популярной «серой» схемы — ввоз импортной машины на физлицо с уходом от части налоговых сборов. Для сделки подходит любой россиянин, на которого распространяются таможенные льготы. Например, родитель в многодетной семье или ветеран боевых действий.

Процесс организован следующим образом: физлицо-посредник приобретает интересующую машину, растамаживает ее с дисконтом в 50%, а затем продает заказчику.

  • Первый риск здесь — юридический. По закону льготник не имеет права использовать машину в коммерческих целях. Хотя формулировки, которые используются в нормативных актах, достаточно размытые, в судебной практике уже есть случаи, когда факт нарушения был доказан и конечному покупателю пришлось «дотаможить» машину — уплатить налог в полном размере.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Другой правовой аспект: импортная машина может оказаться в международном розыске. Физлицо-посредник, как правило, не проводит качественную юридическую проверку и рискует стать обладателем автомобиля, которые нельзя продавать. Например, купить машину, которая находится в лизинге.

Как только платежи перестают поступать, Интерпол объявляет такое транспортное средство в розыск. Дальнейшее развитие событий зависит от контекста.

В текущей ситуации, например, Россия редко сотрудничает с Интерполом и вряд ли отреагирует на запрос
Кирилл Иванов
Кирилл Иванов Директор по развитию CarPrice

Однако машину могут арестовать, если она покинет страну. Например, известны случаи, когда такие автомобили изымали у ничего не подозревающего конечного покупателя на территории Белоруссии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Кроме юридических рисков, покупка на физлицо предполагает риски, связанные с техническим состоянием автомобиля. Дилер может получить автомобиль в плохом состоянии или с богатой историей ДТП и критическими повреждениями в прошлом. Во-первых, пострадает бизнес: скорее всего, продавать автомобиль придется с дисконтом. Во-вторых, конечный покупатель снова оказывается в уязвимом положении — часть дефектов от него все-таки могут попытаться скрыть.
  • Наконец, «серый» импорт мешает получать официальную гарантию там, где это по-прежнему возможно. Volvo, например, еще поддерживает автомобили в России, но только те, которые привезены по всем правилам. Автомобиль, импортированный «в серую», просто не отразится в базе компании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альтернатива «серому» параллельному импорту, в котором участвуют физлица-посредники — официальная покупка транспортных средств на юридическое лицо. Автомобильный рынок все еще относится к этому решению осторожно: оно считается более дорогим, а для его того, чтобы его организовать, нужно больше времени и компетенций, чем для простой сделки с физлицом. Но при этом именно легальный импорт позволяет масштабировать поставки и снизить или полностью исключить все перечисленные риски.

CarPrice привозит автомобили на юрлицо с уплатой НДС и других таможенных сборов с 2023 года.

Среди преимуществ импорта «в белую» можно выделить три главных пункта:

  • Автомобиль с НДС интересен всем игрокам авторынка: налог можно вернуть или включить в стоимость при дальнейшей продаже. Кроме того, есть бизнесы, которые могут работать только с автомобилями, импортированными «в белую» с уплатой всех необходимых налогов. Яркий пример — лизинговые компании и коммерческие парки, которые испытывают самый острый на рынке дефицит автомобилей. Многие работают на остатках старого фонда и находятся под угрозой закрытия.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В отличие от «серых» схем, легальный импорт можно успешно развивать и масштабировать. Профессиональным игрокам не нужно искать новое физлицо-посредника для каждой покупки, они могут получить за один раз столько машин, сколько требуется. В результате импорт «в белую» помогает автомобильному рынку снизить негативные последствия кризиса поставок и сократить разрыв спроса и предложения.
  • Машины, покупку и доставку которых организовал профессиональный игрок рынка, проходят все необходимые проверки и детальный технический осмотр. Компания-заказчик не рискует получить модель со скрытыми дефектами. А автовладельцы могут приобретать такие автомобили, не опасаясь неожиданных поломок или проблем с законом.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И профессиональным игрокам авторынка, и автовладельцам, которые планируют покупку импортного авто, важно помнить о двух ключевых группах рисков.

Во-первых, машина может преподнести неприятный сюрприз правового характера. Во-вторых, ее техническое состояние может не соответствовать заявленному.

Приобретая импортный автомобиль, обязательно уделите внимание двум этим аспектам. А чтобы свести риски к минимуму, выбирайте автомобили, которые доставлены в Россию легально: с участием юридических лиц. Когда автомобиль покупает компания, она обязательно выплачивает необходимые сборы, качественно оценивает техническое состояние машины и проверяет ее «биографию».