Посмотрите, как выглядит мир будущего: какими будут наши дома, автомобили и одежда?
В детстве нам казалось, что жизнь в XXI веке будет совсем иной, чем в веке XX: небоскребы будут уходить за облака, вокруг них будут сновать летающие автомобили, а люди станут носить что-то похожее на скафандры и жить в интерьерах космических кораблей.
В реальности все оказалось не так. Вместо летающих машин улицы наводнили электросамокаты, а одежда и мебель первого столетия нового тысячелетия не сильно отличаются от тех, что были в последний век прошлого.
Именно с ними мы обсудили, какими будут наши дома, автомобили, одежда и интерьеры в будущем, а также какие процессы влияют на эти изменения. Этот текст не только про декорации, в которых проходит наша жизнь, но и про философию и ценности, которые задают тон прогрессу.
Общество потребления, глобализация и спекуляции на тему экологии уходят в прошлое. Новое поколение голосует за комфорт, внимание к национальным особенностям и реальную, а не показную заботу об окружающей среде.
Общий тренд — мода на настоящие ценности, несущие конкретную практическую пользу. Но обо всем по порядку. Слово нашим спикерам.
Ю Бо, директор по дизайну EXEED
Если говорить о главных качествах современного автомобиля, то это комфорт, экологичность и инновационность. Я думаю, эти тренды и будут определять развитие машин в ближайшие годы: они будут становиться все технологичнее и больше по размеру именно потому, что эти характеристики напрямую влияют на комфорт, который рассчитывает получить покупатель.
Еще один важный тренд — всt большее внимание к интерфейсу мультимедийных систем.
Гаджеты и интернет играют в нашей жизни огромную роль, и эта цифровизация влияет и на автомобили. Люди хотят видеть в машинах мультимедиа того же уровня, к которому они привыкли в своих смартфонах.
Светозар Андреев, CEO студии Hotei Russia / Архитектор ЖК ZEN GARDEN
Процессы, происходящие в мире, оказывают непосредственное влияние на архитектуру. Например, международные политические решения могут привести к росту одних сфер индустрии и угасанию других. Как следствие, изменятся мировые цены, а значит, доступность и недоступность тех или иных технологий в определенных регионах. Это, в свою очередь, скажется на локальном формообразовании.
Естественно, влияет и цифровизация. Феномен потери приватности, связанный с проникновением в личное пространство интернет-технологий, неизбежно приведет к новому подходу к ним.
Так уже было в начале 90-х, когда на фоне буйства эклектики появилась теория минимализма с ее демонстративным отказом от информации и информативности. Теперь это произойдет в еще более радикальном виде. Наряду с другими мировыми процессами результатом станет реванш идеалистических представлений и новый виток модернизма.
Баланс сил будет достигнут в ближайшее время. Мы уже видим, как идеалистический модернизм занимает все более сильные позиции. Поколение зумеров — это поколение заката постмодерна.
Самый интересный архитектурный проект реализуют сейчас в Саудовской Аравии. Называется он The Line («Линия»). Это горизонтальное мега здание длиной 170 километров, шириной 200 метров и высотой 500 метров. Такой очень вытянутый прямоугольник, облицованный зеркальными панелями и идущий от кромки моря в глубину пустыни. Внутри этого объема — город-оазис.
Безусловно, будущее за такими архитектурными идеями, созданными на пределе технологических возможностей.
Большая архитектура строится на принципе демонстративного выражения предельных достижений какой-либо культуры и никаким образом не связана с сиюминутными веяниями моды. Она опирается на философию общества и технологии, позволяющие максимально реализовать пространственные формы как зеркало этой философии.
Принцип хорошей архитектуры — долговечность, поэтому трендов здесь быть не может. Самый лучший тренд — это отсутствие трендов. Если архитектор начинает следовать за модой, значит, у него нет своего видения, и ему стоит сменить профессию.
Денис Разумов, генеральный директор Kelebek Russia
Основной тренд в дизайне мебели и интерьеров такой же, как и в целом в дизайне и даже в мире вообще: движение от общества потребления к обществу пользования.
Раньше в обществе потребления были важны «крутость» дизайнера или бренда, дороговизна и редкость материалов. Сейчас роскошь или история бренда отходят на второй план, а во главу угла становятся эргономика, приспособляемость, возможность легкой замены предметов — все, что несет пользователю комфорт. Конечно, актуален и тренд на осознанное потребление: пользователь ценит экологичные материалы, перерабатываемые или переработанные, особенно если это подтверждено сертификатами.
Эти тренды будут актуальны и в ближайшие несколько лет. Также стоит отметить, что даже глобальные бренды сейчас более сфокусировано смотрят на потребности пользователей локальных рынков и учитывают их ожидания в дизайне.
Это может выражаться в разных формах: капсульные коллекции, использование локальных паттернов или тканей, сотрудничество с местными производителями. В общем, пристальное внимание к специфике той или иной страны.
Определенные изменения претерпевают продуктовые линейки в любых сферах: в будущем доминирующие позиции будут занимать те, кто может предоставить максимальную вариативность аксессуаров и продемонстрировать их потребителю наглядно и удобно. Это влияет в том числе на пространства, где представлена продукция: если человек может в магазине подобрать для себя максимальное количество качественных предметов, то для него это удобно. Это справедливо и для мебели: сначала корпусная встраиваемая мебель, затем «отделимая» мебель, которую можно передвинуть, а теперь — аксессуары и совсем мелкие предметы декора.
Что касается цифровизации и систем «умного дома», то мебель все активнее интегрируется в них. Уже сейчас есть мебель, которую можно видоизменить с телефона, мебель, в которой предусмотрены станции для гаджетов. Набирают популярность и коллаборации с представителями арт-индустрии. Мебельные компании все активнее работают с локальными или международными fashion-брендами.
Эмануэле Фаби, Креативный директор мужской линии и совладелец бренда FABI
Каждый день на нас влияет то, что происходит вокруг, и то, что мы видим. Речь не об одном-единственном факторе, а скорее о сочетании множества разных процессов. Важно обращать на них внимание, осмысливать и обсуждать.
Мы переживаем очень сложные времена. Пандемия спровоцировала рецессию, а затем, хотя рынок и пришел в норму, тот темп роста потребления, который был раньше, выдыхается. В ответ на это нам нужно быть все более активными и инновационными, предлагать линейки стилей и цветов, которые удовлетворяют стремление молодого поколения к развлечениям, свободе и свежести.
Мы в Fabi никогда не останавливались и даже в самые трудные времена придумывали новые продукты, непохожие на то, что делают другие. Результат этой работы мы видим сегодня.
Я не могу сказать, какой будет обувь через десять лет, она непрерывно изменяется, пример — бум кроссовок и все связанные с этим технологии. Кстати, я считаю, что во многом повлияли на изменения в моде россияне.
За тридцать лет новой истории России Москва стала одной из самых оживленных столиц Европы, а за внимание россиян (в том числе молодого поколения) стали бороться не только крупные модные дома, но и бренды поменьше. Последние годы российский рынок был самым стабильным, креативным, динамичным и инновационным.
Такие же расширяющиеся рынки — это Дальний и Ближний Восток. Европа и остальной Запад гораздо более традиционны и консервативны.
Андрей Зайцев, один из создателей бренда KChTZ
Канонический образ одежды будущего, как правило, представляется в стиле киберпанка или космической одиссеи. Однако я не уверен, что через десять лет половина населения Земли будет одеваться именно так. На мой взгляд, необходимо смотреть на вещи (в том числе в прямом смысле слова) реалистичнее.
Учитывая сегодняшние тренды, можно с уверенностью сказать, что одежда станет еще более комфортной, многофункциональной и экологичной, хотя не факт, что это позволит реальным леопардам прожить на нашей планете дольше, чем леопардовым лосинам — это все-таки зависит от огромного количества факторов, и борьбу за сохранение биоразнообразия нельзя ослаблять. И уж точно я бы не стал говорить о том, что все земляне будут одеваться одинаково.
Несмотря на всю глобальность современной моды, всегда остается свободное пространство для культурных стереотипов, особенностей и традиций. Между русским пониманием моды и глобальным нельзя поставить знак равенства. Наше видение моды, я бы сказал, более драматичное, но с позитивным оттенком.
Думаю, что это наш внутренний ответ на суровость климата и нехватку солнца — мы, как никто, умеем ценить ярко выраженные эмоции и цвета.
Второе десятилетие XXI века в нашей стране можно назвать ренессансом русского креатива и модного производства. Сегодня отечественные бренды стремительно растут и множатся. Несмотря на то, что выживут не все, сейчас на рынке есть ряд факторов, которые способствуют развитию.
Россияне наконец-то стали обращать внимание на локальных производителей, причем это уже не снисходительная благотворительность, а серьезный рациональный выбор. Людям приятно приобретать созданные в России продукты, качество которых может составить достойную конкуренцию зарубежным производителям. Что же касается креатива, то этого у нас всегда было в избытке.
Конечно, немного пугает, что человечеству приходится конкурировать с искусственным интеллектом, в том числе в творчестве и дизайне.
С одной стороны, подключение ИИ к рутинным процессам ведет к сокращению трудозатрат, с другой — теряется «трушность» творческого процесса. Очень не хочется расставаться с возможностью что-то создавать своими руками. Может быть, мы пока не до конца рационализировали потенциал и ограничения этого инструмента? Посмотрим, что будет дальше.