Сливочное масло стало предметом роскоши: почему магазины вешают замки на прилавки?
Полтора процента в неделю, но не жирности
В последнее время многие россияне заметили, что сливочное масло не только заметно подорожало, но и стало недоступно в буквальном смысле. В магазинах упаковку не так просто взять с витрины, потому что некоторые магазины запирают их на замки. Такие меры стали популярнее, но замечали их еще в начале лета. Что же происходит с маслом и почему оно вдруг стало таким драгоценным?
По оценкам издания Forbes, с начала года цена на этот продукт выросла как минимум на 21,5%. В первый месяц года килограмм масла стоил чуть больше 876 рублей, а в сентябре — почти 1022 рубля. Для сравнения в сентябре 2023-го средняя стоимость килограмма сливочного масла в России фиксировалась на уровне 824,5 рубля.
Если обратиться к официальным публикациям Федеральной службы государственной статистики (Росстат), фиксирующим недельную динамику цен, можно увидеть, что с 15 по 21 октября сливочное масло в среднем по стране подорожало на 1,6%, неделей ранее — еще на 1,4%. Тенденция устойчивая и ускоряется.
Почему цена на сливочное масло так растет
Во многом подорожание связано с тем, что в течение года несколько раз увеличивались закупочные цены. Общий их рост превысил тридцать процентов и лишь за последний месяц составил девять процентов. Производители поднимают цены, ретейлеры накручивают еще 22 процента. При этом известно, что некоторые поставщики рассылают торговым сетям уведомления о намерении завершить промоакции и в целом сократить объемы поставок.
Эксперты, опрошенные «Известиями», говорят, что производителям выгоднее реализовывать продукцию оптовым покупателям (кондитерские и другие производства, использующие молочные жиры) и на экспорт. При этом сокращения производства сливочного масла в стране не фиксируется, по крайней мере, существенного. По данным Росстата, в январе-сентябре 2024 года российские предприятия выпустили 248 тысяч тонн продукта, что всего лишь на 1,8% меньше в годовом исчислении.
По версии Дмитрия Леонова, заместителя председателя правления ассоциации «Руспродсоюз», подорожание связано с ростом себестоимости производственного цикла. Это подтверждает и представитель одной из компаний, выпускающих молочную продукцию, опрошенный Forbes: «Себестоимость производства сливочного масла ощутимо выросла. За два месяца стоимость закупки сырья-молока (цельного) увеличилась на 20-30%, а с начала года — вдвое» Растут и затраты предприятий на заработную плату работников при кадровом дефиците, банковские займы, логистику и ГСМ.
Криминальный спрос на масло
По мнению Артема Белова, генерального директора Национального союза производителей молока, еще одна причина подорожания масла — растущий потребительский спрос. За год показатель прибавил семь процентов, что может быть связано с «ростом благосостояния» или же тем, что россияне пытаются таким образом заменить другие продукты.
Вокруг сливочного масла, действительно, складывается настоящий ажиотаж, заметный не только по прилавкам, запертым на замки. Так, сегодня Telegram-канал Baza сообщил, что двое мужчина похитили в одной из столичных «Пятерочек» 25 пачек продукта, угрожая сотруднице ножом. Сейчас похитители предметов роскоши задержаны, в их отношении возбуждено уголовное дело по статье о разбое, грабителям грозит до десяти лет тюрьмы.
Многие сравнивают происходящее с ситуацией, которая сложилась вокруг куриных яиц годом ранее. Еще до привычного подорожания к Новому году цены на этот продукт взлетели на 45 процентов, а потом яйца и вовсе исчезли с прилавков. Цены тогда принялись регулировать, и они действительно снизились с января по сентябрь 2024 года — с чуть более 130 до порядка 105 рублей. Однако, если сравнить ситуацию в сентябре 2024-го и 2023-го, за год яйца стали дороже более чем на 22%. При всей этой динамике россиян ожидает и предновогодний рост цен на самые популярные продукты для праздничного застолья.