Сливочное масло стало предметом роскоши: почему магазины вешают замки на прилавки?

Повторится ли ситуация, которая в прошлом году была с яйцами?
Сливочное масло стало предметом роскоши: почему магазины вешают замки на прилавки?
Unsplash
Содержание статьи

Полтора процента в неделю, но не жирности

В последнее время многие россияне заметили, что сливочное масло не только заметно подорожало, но и стало недоступно в буквальном смысле. В магазинах упаковку не так просто взять с витрины, потому что некоторые магазины запирают их на замки. Такие меры стали популярнее, но замечали их еще в начале лета. Что же происходит с маслом и почему оно вдруг стало таким драгоценным?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хлеб со сливочным маслом
Unsplash

По оценкам издания Forbes, с начала года цена на этот продукт выросла как минимум на 21,5%. В первый месяц года килограмм масла стоил чуть больше 876 рублей, а в сентябре — почти 1022 рубля. Для сравнения в сентябре 2023-го средняя стоимость килограмма сливочного масла в России фиксировалась на уровне 824,5 рубля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если обратиться к официальным публикациям Федеральной службы государственной статистики (Росстат), фиксирующим недельную динамику цен, можно увидеть, что с 15 по 21 октября сливочное масло в среднем по стране подорожало на 1,6%, неделей ранее — еще на 1,4%. Тенденция устойчивая и ускоряется.

Почему цена на сливочное масло так растет

Во многом подорожание связано с тем, что в течение года несколько раз увеличивались закупочные цены. Общий их рост превысил тридцать процентов и лишь за последний месяц составил девять процентов. Производители поднимают цены, ретейлеры накручивают еще 22 процента. При этом известно, что некоторые поставщики рассылают торговым сетям уведомления о намерении завершить промоакции и в целом сократить объемы поставок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сливочное масло фото
Unsplash

Эксперты, опрошенные «Известиями», говорят, что производителям выгоднее реализовывать продукцию оптовым покупателям (кондитерские и другие производства, использующие молочные жиры) и на экспорт. При этом сокращения производства сливочного масла в стране не фиксируется, по крайней мере, существенного. По данным Росстата, в январе-сентябре 2024 года российские предприятия выпустили 248 тысяч тонн продукта, что всего лишь на 1,8% меньше в годовом исчислении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По версии Дмитрия Леонова, заместителя председателя правления ассоциации «Руспродсоюз», подорожание связано с ростом себестоимости производственного цикла. Это подтверждает и представитель одной из компаний, выпускающих молочную продукцию, опрошенный Forbes: «Себестоимость производства сливочного масла ощутимо выросла. За два месяца стоимость закупки сырья-молока (цельного) увеличилась на 20-30%, а с начала года — вдвое» Растут и затраты предприятий на заработную плату работников при кадровом дефиците, банковские займы, логистику и ГСМ.

Криминальный спрос на масло

По мнению Артема Белова, генерального директора Национального союза производителей молока, еще одна причина подорожания масла — растущий потребительский спрос. За год показатель прибавил семь процентов, что может быть связано с «ростом благосостояния» или же тем, что россияне пытаются таким образом заменить другие продукты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Приготовление теста
Unsplash

Вокруг сливочного масла, действительно, складывается настоящий ажиотаж, заметный не только по прилавкам, запертым на замки. Так, сегодня Telegram-канал Baza сообщил, что двое мужчина похитили в одной из столичных «Пятерочек» 25 пачек продукта, угрожая сотруднице ножом. Сейчас похитители предметов роскоши задержаны, в их отношении возбуждено уголовное дело по статье о разбое, грабителям грозит до десяти лет тюрьмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие сравнивают происходящее с ситуацией, которая сложилась вокруг куриных яиц годом ранее. Еще до привычного подорожания к Новому году цены на этот продукт взлетели на 45 процентов, а потом яйца и вовсе исчезли с прилавков. Цены тогда принялись регулировать, и они действительно снизились с января по сентябрь 2024 года — с чуть более 130 до порядка 105 рублей. Однако, если сравнить ситуацию в сентябре 2024-го и 2023-го, за год яйца стали дороже более чем на 22%. При всей этой динамике россиян ожидает и предновогодний рост цен на самые популярные продукты для праздничного застолья.