Спартанцы, викинги, самураи: как воспитывали древних воинов

Вспомним, как воспитывалось мужество в воинах разных культур.
Спартанцы, викинги, самураи: как воспитывали древних воинов
Getty Images

Спартанцы

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давным-давно на юге полуострова Пелопоннес образовалось маленькое, но воинственное государство Лакедемон, более известное как Спарта. Государство просуществовало почти тысячу лет, прежде чем стало провинцией Рима в 146 году до нашей эры. Славу Древней Спарте принесли мужественные воины, отличающиеся невероятной выносливостью и боевыми качествами. Строго говоря, суровых мужчин, которых мы восхищенно называем спартанцами, правильнее именовать спартиаты.

В Спарте придавалось огромное стратегическое значение воспитанию молодых воинов, ведь от боеспособности армии во многом зависело процветание государства. Большую часть информации о воспитании юных спартиатов мы получили из трудов Плутарха. Его заметки овеяны мифами и ставятся под сомнение современными историками, но в них зафиксирован ряд любопытных педагогических принципов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Воспитание в интернате

Сыновья вольных граждан Спарты с семи до двадцати лет воспитывались в интернатах военного типа и не общались с родными.

  • Краткость — сестра таланта

Юноши должны были уметь давать меткие и точные ответы на самые каверзные вопросы. По местности (Лакония), в которой находилась Спарта, подобную речь принято называть лаконичной. Фраза Леонида I «Приди и возьми» (на требование сложить оружие от персидского посла накануне битвы при Фермопилах) стала крылатой и является прекрасным примером спартанской риторики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Спартанские условия

Спартанские мальчики до 12 лет не имели права носить одежду, вынуждены были искать пропитание самостоятельно, сознательно подвергались лишениям и психологическому давлению. Считалось, что только так можно воспитать характер воина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Набеги

Детям иногда позволялось участвовать в набегах (они назывались криптии) на соседние илотские деревни. Там будущие воины могли грабить и убивать население, добывать для себя пропитание.

  • Дисциплина

Именно спартиаты впервые поняли, что маленькая, но организованная и дисциплинированная армия способна побеждать превосходящие силы противника. Синхронности действий и беспрекословному подчинению командующим уделялось особенное внимание при воспитании юноши. Любой проступок и неповиновение карались телесными наказаниями. Ответ держал не только оступившийся, но и все окружающие его, что позволяло создавать коллективную ответственность и давление группы.

Самураи

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — «охранять, служить». Постепенно это понятие сблизилось с более широким понятием «буси» — «воин». Как нетрудно догадаться, именно забавное слово «буси» дало название знаменитому кодексу самураев бусидо, «путь воина».

Официально самураи как военное сословие существовали с конца XII века до 1868 года. Несмотря на упразднение сословия после реставрации Мэйдзи, самурайский дух еще около ста лет не покидал императорскую армию. Знаменитые летчики-камикадзе, воспитанные в традициях бусидо, смело смотрели в лицо смерти, отправляясь на свой последний вылет. Воспитание юных самураев сводилось к созданию стереотипного поведения — настоящий самурай обязан был реагировать на внешние раздражители строго определенным, регламентированным образом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Ограждение от внешнего влияния

Все мысли ученика должны быть посвящены исключительно пути воина. И никакой частной жизни.

  • Суровые бытовые условия

Как и юные спартиаты, будущие самураи много работали, мало спали и скудно ели — привыкали к суровой жизни.

  • Конфуцианская мораль

Она призвана была стимулировать в будущих самураях почтение к старшим и абсолютное подчинение сюзерену.

  • Воспитание характера

В учениках вырабатывали буддийское безразличие к лишениям, боли и смерти. Учеников частенько приводили полюбоваться на публичные казни — вид обезображенных тел, отрубленных голов и конечностей не должен шокировать настоящего самурая.

  • Моделирование поведения

Все свободное время юные буси изучали жизнеописания великих воинов прошлого. Как правило, все эти истории заканчивались героической гибелью персонажа, что должно было психологически готовить юношу к неизбежной смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Викинги

Скандинавские герои, воспетые в сагах, имели мало общего с реальностью, но в храбрости им не откажешь. Период господства викингов в северных морях (и не только) был весьма короток. Самые известные походы брутальных северян датированы периодом между VIII и XI веком.

Суровые условия жизни среди фьордов и холодных морей формировали особое представление о культуре у скандинавов. На благополучную жизнь после смерти (попадание в Валгаллу) могли претендовать лишь павшие геройской смертью. Особое место в воспитании юных викингов уделялось как раз подготовке к путешествию в Обитель павших.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Чужие родители

В некоторых скандинавских деревнях практиковался обычай передачи детей на воспитание в другую семью. Это позволяло укрепить дружбу между родами и отучить ребенка от тоски по родному дому.

  • Обучение на птицах

Викинги приучали детей к суровой жизни лет с трех. В этом возрасте мальчики убивали и разделывали домашнюю (или пойманную в силки) птицу.

  • Скорее в море

Карьеру грозного мореплавателя викинги начинали уже в 10–12-летнем возрасте. Юноша считался достаточно взрослым и самостоятельным, чтобы добывать трофеи в далеких походах и быть полноценным воином.

  • Саги

О подвигах прославленных воинов, независимо от происхождения, сочинялись песни, а иногда и целые саги. Как и у самураев, у викингов сказания о подвигах использовались для моделирования поведения и мотивации. Каждый юный викинг мечтал стать героем персональной саги, воспевающей его свершения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Монголы

О быте и воспитании воинов Чингисхана сохранилось не так уж много информации — до наших дней дошло мало памятников старомонгольского письма. Воинственные кочевники не заморачивались записью бытовых подробностей своей жизни. Остается рассчитывать только на китайские источники и записки вездесущего Марко Поло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности воспитания юных монголов объясняются тем, что при подготовке армии Чингисхан делал ставку не только на индивидуальную храбрость, но и на коллективные взаимодействия. От воина требовалось быть бесстрашным, неприхотливым, хорошо держаться в седле, метко стрелять из лука и хорошо маневрировать. Китайские источники так описывают принципы воспитания и обучения монгольских воинов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Приучение к лошади

Маленьких монголов учили ездить в седле с трехлетнего возраста. Пока ребенок был совсем маленьким, его просто привязывали к седлу, но постепенно он сам учился держать равновесие. Лет с пяти он мог держаться в седле самостоятельно.

  • Приучение к луку

С четырех лет монгольский мальчик уже мог стрелять из настоящего лука. Навыки стрельбы оттачивались во время охоты и игр. С луком юный монгол почти не расставался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Неприхотливость

Монголы всегда славились своей выносливостью и неприхотливостью. В 10–12 лет мальчик уже должен был уметь проводить целый день в седле, принимая участие в длительных походах. Монгольские воины могли несколько дней обходиться без еды. При острой необходимости монгол мог пить кровь своей лошади из вены на шее.

  • Маневры

Для монгольской армии важнейшее значение имели синхронные передвижения и маневры. Для отработки взаимодействий устраивались особые учения, представляющие собой коллективную охоту. Молодые воины окружали огромный участок степи, в котором находилось много зверей. Потом монголы постепенно сужали круг до тех пор, пока зверье не оказывалось на расстоянии полета стрелы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бонус: стоики

В отличие от других героев статьи стоики никогда не были национальностью или военным сословием, но без них материал был бы неполным. Стоицизм — философское учение, зародившееся в древних Афинах за 300 лет до н. э. Видными стоиками были Зенон Китийский, Сенека и император Марк Аврелий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если очень коротко, то общий смысл философии стоицизма сводится к знаменитой фразе «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt ("Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит"). Стоицизм воспитывает мужество более сложным путем, нежели указанные выше способы воспитания. Как и любое философское течение, стоицизм требует серьезной умственной работы, лишь тогда можно будет демонстрировать чудеса мужества и стойкости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Мудрость

Современные стоики сводят учение к знаменитому изречению: «Человеку нужен душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество, чтобы изменить возможное, и мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого».

  • Спокойствие

Стоик не должен тревожиться из-за событий, находящихся вне его контроля.

  • Независимость

Стоик не привязывается к вещам и людям. Он всегда готов все потерять.

  • Осознанность

Не события расстраивают человека, а его эмоции, связанные с ними. Эмоциями стоик должен управлять.