«Спрос на аренду вырос на 25%»: почему россияне массово отказываются от личных автомобилей?
Что происходит на авторынке
С 4 по 10 ноября отечественный рынок новых автомобилей резко просел, потеряв около четверти продаж по всем категориям, сообщает «Автостат». Самый ощутимый удар пришелся на легкие коммерческие автомобили (LCV), где падение составило 26,4% — их купили всего 2,42 тысячи. Грузовики пострадали меньше, снизившись на 24,3% (2,07 тысячи единиц), а продажи легковых машин упали на 24,6%, достигнув 27,23 тысячи.
Эксперт «Автостата» Сергей Удалов связывает этот обвал с охлаждением спроса после сентябрьского и октябрьского ажиотажа, когда россияне спешили приобрести автомобили до ожидаемого повышения утилизационного сбора. Сказались и технические моменты: первая неделя месяца, как правило, показывает более слабые результаты. «На показатель повлияло и то, что предыдущая неделя была длинной из-за рабочего 2 ноября, тогда как следующая оказалась короткой из-за праздничного 4 ноября», — уточнил Удалов.
Наибольшее снижение зафиксировано в Москве. Продажи в столице уменьшились на 42,4%, достигнув 2,93 тысячи машин. За ней следует Московская область с падением в 19,3%, а замыкает тройку антирекордов Санкт-Петербург со снижением на 28,8%. Серьезное сокращение наблюдалось также в Краснодарском крае (на 23,2%) и Татарстане (на 32,8%). Меньше всего продажи уменьшились в Самарской области — лишь на 6,2%.
Также в России резко сократилось автокредитование: объемы выдач в октябре 2024-го упали на 32% по сравнению с сентябрем, составив 168 миллиардов рублей, сообщает Frank RG. Эти показатели практически откатились на уровень октября прошлого года — тогда общая сумма займов достигала 167 миллиардов рублей. За год рынок вырос всего на миллиард.
Основными факторами падения являются резкое повышение утилизационного сбора на импортные автомобили и рекордное увеличение ключевой ставки Центробанка до 21% годовых. С 1 октября 2024 года тарифы на ввоз автомобилей и спецтехники выросли на 70-85%, что стало серьезным ударом для покупателей. Так, для машин с двигателем до одного литра ставка взлетела с 81,2 тысячи до 150,2 тысячи рублей. Для моделей с моторами до двух литров она подскочила с 306 до 556,2 тысячи, а для авто с двигателями до трех литров — с 844,8 тысячи до внушительных 1,56 миллиона рублей.
Спрос на аренду авто вырос на 25%
Из-за высоких ставок и дорогих автокредитов россияне все чаще отказываются от покупки автомобилей и переходят на долгосрочную аренду. По данным опроса TopCar, в ноябре 2024 года доля водителей, которые арендуют машину на срок от суток, выросла до 25% — это на 7% больше, чем год назад. Большинство россиян берут авто на два-три дня, причем 64% используют его для поездок на отдых, 15% — для работы, а остальные просто хотят разнообразия.
К тому же аренда становится еще более привлекательной за счет возможности выкупа автомобиля после долгосрочной аренды — такую опцию недавно предложил сервис «Яндекс Драйв». Эта схема — альтернатива автокредиту, но без первоначального взноса. Так, платежи списываются равными суммами каждый месяц, а выкупить автомобиль можно в срок от года до четырех лет. Сейчас в сервисе доступны 650 автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, включая популярные модели, такие как Haval Jolion, Geely Coolray и Hongqi H5 — все с пробегом до 30 тысяч километров.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», уверен, что каршеринг не может стать полноценной заменой личному автомобилю, даже при высоких ценах на машины и их обслуживание. По его мнению, аренда автомобиля — это, скорее, одна из множества альтернатив, которая не всегда подходит для всех.
Как объяснил Кадаков, разговоры о том, что каршеринг выгоднее личного авто, идут уже несколько лет, с момента появления таких сервисов в российских городах. Но при этом люди все равно продолжают покупать собственные машины, несмотря на доступность аренды.
Как изменятся цены на автомобили
Цены на автомобили, по прогнозам Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), продолжат расти не только в ноябре, но и в декабре, увеличившись как минимум на 10% до конца года.
В то же время представители Национального автомобильного союза (НАС) считают, что процесс будет более плавным. Вице-президент НАС Ян Хайцеэр уверен, что подорожание начнется постепенно, примерно с 5%. По его словам, расходы на утилизационный сбор лягут на плечи покупателей, но без резких скачков. Его коллега по НАС Антон Шапарин также отметил, что значительного увеличения цен ожидать не стоит. Он объяснил, что рынок сейчас фактически застыл, покупательская активность падает, и автокредиты становятся все менее доступными. По его мнению, из-за этого продавцам будет сложно поднять цены слишком сильно.
Руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко отметил, что снижение спроса может повлиять на цены как положительно, так и отрицательно. Он пояснил, что многое будет зависеть от того, предложат ли дилеры специальные условия для покупателей и как быстро распродадут машины. На данный момент таких автомобилей около 400 тысяч, и этого запаса должно хватить на два-три месяца.
Какие автомобили покупают россияне? Названы самые популярные кроссоверы с пробегом от 1 до 3 миллионов
Еще быстрее: на сколько может вырасти разрешенная скорость на автомагистралях в России