Вы упали на рельсы в метро: что делать, чтобы остаться в живых при этой и других опасностях метрополитена?
Если вы упали с платформы
Если вы стали мишенью террористов
В вагоне не спешите хвататься за оставленные кем-то сумки или другие вещи, в надежде найти там пачку денег. Лучше выйдите из вагона и сообщите о бесхозном багаже сотрудникам полиции. Пусть в случае благополучного исхода деньги достанутся саперам — согласитесь, их работа заслуживает поощрения.
Если поведение кого-либо из пассажиров вызывает у вас беспокойство, не поленитесь перейти в другой вагон, от греха подальше. Именно это спасло студента Артема Медведева во время теракта в московском метро 29 марта 2010 года. Артем решил уступить место стоящей беременной девушке, но та отказалась. Медведев заметил, что она страшно нервничает. Объяснив это положением, в котором находилась девушка, Артем тем не менее перешел в другой вагон на станции «Кузнецкий мост». Через несколько минут, на следующей «Лубянке», прогремел взрыв. То, что студент принял за растущий живот, оказалось поясом шахидки, начиненным болтами и кусками арматуры.
«Если злоумышленник чем-то себя обнаружил, не вздумайте орать об этом на весь вагон, если не хотите тут же услышать взрыв, — предупреждает Андрей Легошин. — Дождитесь ближайшей станции, выйдите и как можно быстрее сообщите о террористе сотрудникам метрополитена, пока поезд не ушел. И не стоит думать, что все террористки — это закутанные в черное девы с безумным взглядом. Взрывником вполне может быть благообразная дама с сумочкой и в модных темных очках».
Если в вагоне прозвучал взрыв и вы легко отделались, тут же сообщите об этом машинисту по переговорному устройству. Если поезд двигается, не хватайтесь за ручку аварийного тормоза или открывания дверей — вполне возможно, вы успеете доехать до станции, где эвакуация не составит труда. Лучше постарайтесь помочь пострадавшим пассажирам и, если вагон загорелся, потушить пожар. В каждом вагоне есть два огнетушителя, они висят в противоположных углах салона. В крайнем случае, при сильном пожаре можно попытаться разбить лобовые стекла и перебраться в соседний вагон.
Если горящий вагон остановился посреди тоннеля, немедленно выбирайтесь, открыв двери или выбив стекла. Не касайтесь металлических деталей поезда — они могут оказаться под напряжением. «Из вагона спрыгивайте спиной вперед, ступни вместе, — объясняет Легошин. — Если спрыгнете на некий источник тока, расставленные ноги замкнут цепь — и пиши пропало».
«В тоннеле всегда идите навстречу ветру, поток воздуха в тоннелях метро есть всегда, — говорит Легошин. — Ветер будет сбивать назад пламя и ядовитые газы, образующиеся при горении». Идти нужно строго посередине пути — вы ведь не забыли про контактный рельс? Выживший в пожаре в бакинском метро в 1995 году Элмин Абышев вспоминал, что именно неправильная организация движения погубила многих пассажиров, устремившихся против хода поезда и задохнувшихся в дыму.
Не сворачивайте в технические коридоры: тоннели метро — не самое лучшее место для поиска приключений, тем более что за одним из поворотов вас может встретить несущийся на скорости 60 км/ч поезд.
Машинисты-герои
6 февраля 2004 года в 08:30 в московском метрополитене на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» прогремел взрыв. Машинист поезда Владимир Горелов применил экстренное торможение, но дать сигнал SOS не смог — в головном вагоне повредило связь.
Горелов выскочил из кабины и дозвонился до диспетчера с телефона, установленного в тоннеле; дождавшись, чтобы обесточили контактный рельс, открыл двери по обе стороны вагонов, сам пробрался в состав и принял участие в спасении пассажиров. Ни один человек при эвакуации не погиб. Рассказывают, кстати, что в одном из предыдущих терактов в метро другой машинист и его помощник заперлись в кабине поезда, закрыли глаза руками и сидели так, пока их не выковыряли из кабины спасатели.
Владимир Горелов награжден орденом Мужества, по сей день работает машинистом в электродепо «Сокол».
Если вы попали в переплет на эскалаторе
Опасность может подстерегать вас не только в вагоне поезда или на платформе, но и при аварии на эскалаторе. Вспомним 17 февраля 1982 года, когда лестничное полотно эскалатора, спускающегося на станцию «Авиамоторная» столичной подземки, вдруг вдвое увеличило скорость. Аварийный тормоз не смог вовремя остановить полотно, и почти 100 человек, не удержавшись на ногах, покатились к нижней площадке эскалатора. В месиве из человеческих тел были раздавлены насмерть 8 пассажиров и 30 получили серьезные травмы. Вторая подобная авария, обошедшаяся без смертей, но с 9 пострадавшими, произошла 15 апреля 2012 года на станции «Комсомольская» (и в том и в другом случае причиной аварий стали ошибки техников).
Чтобы выбраться живым из подобных ситуаций, запомните два совета:
- Стоя на эскалаторе, всегда крепко держитесь за поручень — он поможет вам не упасть в случае резкой остановки или резкого ускорения.
- Если эскалатор неожиданно начал ускоряться, то, не дожидаясь, пока вас собьют падающие пассажиры, используйте поручень в качестве опоры и запрыгивайте на балюстраду — сейчас ее облицовка состоит из металлических пластин, которые способны выдержать человеческий вес. С балюстрады переберитесь на соседний эскалатор.
Памятная дата: 28 октября 1995 года
В этот день 289 человек погибли в тоннеле бакинского метро, это самый страшный инцидент за всю мировую историю подземки. На перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в одном из вагонов загорелся тяговый двигатель, и запаниковавший машинист сдуру решил остановить состав в тоннеле. Возникла паника — люди давили друг друга в вагонах, а выбравшись, шли по направлению ветра и задыхались в едком дыму.
ФАКТ
24 минуты проспал в межрельсовом желобе одной из станций Пражского метро 1 марта 1997 года 32-летний чех. После того как сотрудники метрополитена приостановили движение поездов и извлекли бедолагу с путей, выяснилось, что он был, конечно же, в стельку пьян, «страшно устал и решил покемарить перед дорогой домой».