Что такое торговая марка, и как зарегистрировать свою собственную

Регистрация собственной торговой марки — важная процедура для всех, кто занимается бизнесом и хочет защитить интеллектуальную собственность своей деятельности, избежать ее кражи или иного неправомерного ее использования. Следует отметить, что это касается владельцев как малого, так и среднего или крупного бизнеса. В статье мы разберем, что именно принято считать торговой маркой, и как ее зарегистрировать.
Что такое торговая марка, и как зарегистрировать свою собственную
Unsplash
Содержание статьи

Что такое торговая марка?

Торговая марка — это определенное фирменное обозначение той или иной продукции, которое позволяет идентифицировать ее с помощью обозначения ее эксклюзивности. В России это определение совпадает со значением понятия «товарный знак», которое используется чаще. Наличие торговой марки позволяет отличать один продукт от другого, это же касается категорий товаров и торговых предприятий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понятие торговой марки не следует путать с понятиями авторского права и патента. Авторское право регулирует только те результаты интеллектуальной деятельности, которые можно отнести к художественным произведениям — например, книга, живописная картина или музыкальная композиция. Патент же используется для регистрации научных идей и технологий.

Символ зарегистрированного товарного знака.
Символ зарегистрированного товарного знака.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важная составляющая торговой марки — наличие символа. И чем более ярким, узнаваемым и понятным будет этот символ, тем успешнее будет ваш бизнес. Символом может выступать как непосредственно определенное условное обозначение, то есть, изображение, так и слово или фраза. А сделать так, чтобы товарный знак производил сильное впечатление и запоминался (а значит, и способствовал увеличению прибыли) — задача арт-директоров, графических дизайнеров и маркетологов.

Как зарегистрировать собственную торговую марку?

В России торговая марка может быть зарегистрирована юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Чтобы повысить вероятность успешной регистрации торговой марки, необходимо задуматься над тем, как максимизировать ее уникальность и оригинальность и минимизировать ее схожесть с уже зарегистрированными или ожидающими регистрации. Это можно проверить в Едином реестре зарегистрированных товарных знаков. Вы должны быть уверены, что ваша торговая марка не нарушает прав третьих лиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для начала процесса регистрации необходимо подать заявку в Роспатент, где ваше обозначение, то есть, будущая торговая марка, пройдет проверку на оригинальность. В состав такой заявки входит заявление, ваше заявляемое обозначение, полный перечень продукции и описание товарного обозначения (вид торговой марки — изобразительный или текстовый, а также описание элементов обозначения и их смысловые значения).

После того как ваша торговая марка прошла проверку на уникальность, необходимо оплатить госпошлины. Далее следует обращаться в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) для подачи соответствующей заявки на регистрацию (это можно сделать через Единый портал государственных услуг).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) занимается правовой охраной и защитой товарных знаков.
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) занимается правовой охраной и защитой товарных знаков.
Wikipedia

Сначала заявка проходит формальную экспертизу, в ходе которой происходит проверка правильности предоставленного вами набора документов. Затем следует экспертиза заявки на регистрацию торговой марки по существу — самый длительный этап общего процесса регистрации, который может длиться вплоть до года. В ходе этого этапа вам может быть отправлен запрос с уточнением какой-либо информации, связанной с заявкой. Помимо этого могут быть обнаружены препятствия для регистрации вашей торговой марки, о чем вас непременно оповестят. Если же ФИПС примет положительное решение о вашей заявке и будет готов осуществить государственную регистрацию торговой марки, вам необходимо будет снова оплатить пошлины, после чего будет отправлено официальное свидетельство о регистрации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем разница между товарным знаком, торговой маркой и знаком обслуживания?

Разница между торговой маркой и знаком обслуживания состоит в том, что торговая марка обозначает продукцию, а знак обслуживания — те или иные услуги. Разница же между торговой маркой и товарным знаком весьма условная. Понятие «торговая марка» («trademark») активно используется в зарубежных странах, а в России его аналогом является понятие товарного знака — этот термин в нашей стране имеет юридическое значение.

Типы товарных знаков

Существуют разновидности товарных знаков в зависимости от разных составляющих. Например, товарные знаки различаются по субъекту — индивидуальные и коллективные. Первые принадлежат одному лицу, а вторые — группе лиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого, товарные знаки делятся на виды, исходя из специфики их внешнего вида. Они могут быть изобразительными или текстовыми (словесными), монохромными и цветовыми, объемными и голографическими, и так далее.

Уникальный оттенок бирюзового цвета, использованный ювелирным домом Tiffany & Co., можно считать примером цветового товарного знака.
Уникальный оттенок бирюзового цвета, использованный ювелирным домом Tiffany & Co., можно считать примером цветового товарного знака.
Wikipedia

Стоит ли регистрировать торговую марку?

Наличие торговой марки позволяет правообладателю выделить свою компанию среди остальных, даже имеющих то же название. Таким образом можно повысить узнаваемость бренда, что положительно повлияет на рост прибыли. Помимо этого, наличие торговой марки позволяет не получить иск от правообладателя аналогичного названия — именно торговая марка будет в таком случае критерием разделения и оригинальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нередки случаи, при которых доменное имя какого-либо веб-сайта очень схоже с торговой маркой, не имеющей отношения к этому сайту. Для правообладателя торговой марки такое положение вещей вряд ли будет желательным, и с помощью обращения в суд он может запретить продажу товаров или услуг на этом домене, а то и вовсе отобрать сам домен.

Торговая марка также позволяет эффективно бороться с конкурентами в том случае, если некая компания решила использовать имя вашей торговой марки для осуществления бизнеса, то есть, фактически паразитировать на вашем бренде. Если торговая марка зарегистрирована, то данный факт является основанием запретить использование аналогичного названия третьими лицами — данный процесс, опять же, осуществляется в ходе подачи иска в судебные инстанции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому нужна торговая марка?

Наличие торговой марки необходимо тем, кто имеет собственный бренд и хочет повысить его узнаваемость. Для этого важно быть уверенным в качестве и уникальности собственной продукции, а также в том, что ваша продукция заслуживает масштабирования.

Серьезно задуматься о регистрации торговой марки стоит и тем, кто желает обезопасить собственную деятельность от различных покушений на кражи и недобросовестные заимствования.

Выше уже отмечалось, что обладание торговой маркой повышает узнаваемость среди потенциальной аудитории, а это значит, что повышается и доверие к бренду. Как итог — повышение прибыли от вашего бизнеса.

Если придется защищать свою деловую репутацию в судебных органах, то наличие у вас зарегистрированной торговой марки — очень неплохое подспорье. Обладание ею повышает степень потенциального уважения и доверия к вам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Логотип торговой марки Shell — один из самых известных в мире.
Логотип торговой марки Shell — один из самых известных в мире.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немаловажным преимуществом наличие зарегистрированной торговой марки является и в том случае, если вы предполагаете в будущем осуществлять деятельность по франшизе — то есть, позволять другим лицам работать под вашим названием, с использованиям ваших наработок, вашего опыта и ваших технологий. Только торговая марка дает возможность работать по франшизе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что регистрировать в первую очередь: торговую марку или ООО?

Очередность регистрации торговой марки и ООО зависит от ваших конкретных бизнес-целей.

ООО — общество с ограниченной ответственностью. Это общество, которое учреждается одним или несколькими лицами (как физическими, так и юридическими). В случае, если ООО учреждено рядом лиц, то уставной капитал общества разделяется на доли. Стоит отметить, что в ходе учреждения ООО образуется юридическое лицо.

Процесс регистрации общества с ограниченной ответственностью осуществляется налоговой службой и занимает три рабочих дня с момента подачи всех необходимых документов и принятия их инспектором. Правда, этому предшествует период подготовки и сбора набора документов, однако все равно этот процесс суммарно происходит гораздо быстрее, чем регистрация торговой марки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вашим приоритетом является максимально быстрый запуск работы вашего предприятия, то имеет очевидный смысл в первую очередь заняться регистрацией ООО. Однако если вы обладаете достаточным количеством времени и имеете возможность использовать его для заблаговременной защиты ваших прав на бренд, то будет целесообразно в первую очередь подать заявку на регистрацию торговой марки.

Какими бы ни были ваши приоритеты и ваше решение, помните, что самым важным в этом вопросе является осмысленность ваших действий и планов, уверенность в качестве и добросовестности вашей деятельности и искреннее желание принести пользу — себе и другим.