Как проанализировать отчет о прибылях и убытках
Что такое отчет о прибылях и убытках
В тройку важнейших документов для оценки прибыльности компаний входят бухгалтерский баланс и отчеты о движении денежных средств и о прибылях и убытках. О последнем мы поговорим подробнее. В англоязычных источниках его называют income statement, что переводится как «отчет о доходах».
Итак, отчёт о прибылях и убытках — это представление финансовых результатов организации за определенный период. Именно этот отчёт аналитики и инвесторы используют, когда нужно узнать объёмы выручки и затрат, а также величину чистой прибыли.Для большей наглядности показатели в отчете сравнивают с аналогичным прошедшим периодом.
Чем важен отчет и его анализ
Способность генерировать прибыль — главная задача любого бизнеса. Чтобы посмотреть, как компания с этим справляется, нужно проследить за динамикой изменения важных показателей. Для этого и составляют отчет о прибылях и убытках.
Проще говоря, такой документ показывает, откуда поступили деньги и на что они были потрачены. Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет понять:
Эффективность бизнеса — то есть, рентабельность компании и наличие резервов для роста бизнеса.
- Динамику развития компании. Так как актуальные показатели сравниваются с предыдущими периодами, можно выявить взаимосвязи и тенденции.
- Структуру затрат компании, ее слабые стороны и конкурентные преимущества.
Так, анализ отчета о прибылях и убытках проводят не только владельцы, но и инвесторы и сотрудники компании. Его данные также важны контрагентам и клиентам. На их основании может приниматься решение о сотрудничестве с вами.
Структура отчета о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках состоит из сумм доходов и расходов. Сюда же включают уплаченные налоги и прибыль. Убыток также отражается в отчете — отрицательное значение пишется в скобках.
В отчете о прибылях и убытках три части. Верхняя посвящена основной деятельности компании. Здесь сверху вниз расположены следующие показатели:
- Выручка — доход от продажи продукции, работ, услуг;
- Себестоимость продаж — расходы при создании продукции, работ, услуг (в отчёте указывается со знаком «-»);
- Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью продаж;
- Коммерческие расходы — затраты, понесённые компанией при реализации продукции, работ, услуг (в отчёте со знаком «-»);
- Управленческие расходы — затраты, понесённые компанией для ведения деятельности (в отчёте со знаком «-»);
- Прибыль от продаж — разница между валовой прибылью и коммерческими, управленческими расходами.
В средней части отчета о прибылях и убытках указывают прочие доходы и расходы компании. Например:
- Доходы от участия в других организациях — дивиденды и стоимость активов, полученных при выходе из капитала других компаний;
- Проценты к получению, начисленные по депозитам и выданным займам;
- Проценты к уплате, начисленные по взятым кредитам и займам.
В нижней части отчета о прибылях и убытках определяется результат по всей деятельности компании. Здесь важны следующие показатели:
- Прибыль до налогообложения — прибыль, полученная при сальдировании прибыли от продаж с процентами к получению (к уплате) и прочими доходами (расходами);
- Налог на прибыль — процент от прибыли до налогообложения (в отчёте со знаком «-»);
- Чистая прибыль (убыток) — разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль;
- Прочее — дополнительные показатели, влияющие на чистую прибыль. Например, штрафы и пени по налогам или сумма налога по УСН и ЕНВД, если компания применяет специальный налоговый режим.
Разделение на эти части в отчете о прибылях и убытках может пригодиться и при решении других задач. Например, при выплате дивидендов акционерам. Ведь данные удобно структурированы и разбиты на статьи доходов и расходов, а прибыль точно подсчитана.
Этапы проведения анализа
Для анализа отчета о прибылях и убытках, по аналогии с анализом баланса, используют три метода.
1. Вертикальный анализ
Цель вертикального анализа отчета о прибылях и убытках — обнаружение изменений в структуре затрат компании и ее доходности. Причем такие изменения носят как негативный, так и позитивный характер. Для проведения вертикального анализа нужно рассчитать долю всех статей отчета о прибылях и убытках в выручке в %. То есть, его суть заключается расчете удельного веса каждого показателя в общей сумме однородных величин.
Однако проведение вертикального анализа отчета о прибылях и убытках не имеет смысла, если получена не прибыль, а убыток. Такой анализ можно провести по двум направлениям:
- Определить долю в собственном капитале или в пассиве по нераспределенной прибыли;
- Для других видов прибыли, указанных в отчете. При этом валовая прибыль и прибыль от продаж соотносятся с выручкой, а прибыль до налогообложения и чистая прибыль соотносятся с суммой выручки и прочих доходов.
2. Горизонтальный анализ
Этот анализ оценивает динамику роста отдельных статей. Так, стабильный рост доходных статей – положительный сигнал, говорящий о развитии компании. Увеличение затратных статей стоит воспринимать с осторожностью.
Для проведения горизонтального анализа необходимо найти изменение в % каждого показателя в сравнении с предыдущим периодом. Вот особенности такого анализа:
- Сравнение производится минимум за два года;
- Рассчитываются абсолютные или относительные отклонения фактического показателя от базового;
- При нулевых значениях базового показателя темпы роста или прироста рассчитать не получится.
Абсолютные отклонения рассчитываются по формуле:
N1 — N0
Относительные отклонения рассчитываются по формулам:
Темпы роста = N1 / N0 * 100%
Темпы прироста = (N1 — N0) / N0 * 100%
Расчет показателей рентабельности
Показателями рентабельности называют соотношение показателей финансового результата с прочими показателями деятельности компании. Такие показатели позволяют сравнивать изначально несопоставимые абсолютные величины.
Показатели рентабельности рассчитываются по таким формулам:
Рентабельность активов = ЧП / А * 100% или ПП / А * 100%
Рентабельность собственного капитала = ЧП / СК * 100% или ПП / СК * 100%
Рентабельность заёмного капитала = ЧП / ЗК * 100% или ПП / ЗК * 100%
Рентабельность продаж = ЧП / В * 100% или ПП / В * 100%
Эти показатели в отчете о прибылях и убытках отражают, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы.
Пример анализа отчета о прибылях и убытках
На практике легче понять принципы анализа отчета о прибылях и убытках. Для начала рассмотрим вертикальный анализ.
По этой таблице из отчета о прибылях и убытках, применяя вертикальный анализ, можно сделать ряд выводов. Например, доля в выручке увеличилась по валовой прибыли и прибыли от продаж. Это значит, что повысились доходы от операционной деятельности. Также практически на 1% повысились доли прибыли до налогообложения и чистой прибыли в совокупных доходах. То есть, можно заключить, что компания осуществляет мероприятия по расширению операционной (т.е. основной) деятельности.
Перейдем к горизонтальному анализу.
Мы видим, что прибыль до налогообложения значительно выросла, тогда как выручка увеличилась всего на 17%. Это связано с тем, что в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, компания стала получать почти вполовину больше доходов по процентам и при этом снизила финансовые расходы. Кроме того, чуть увеличились прочие доходы и снизились прочие расходы.
Теперь рассмотрим расчет показателей рентабельности.
В этом примере мы видим, что все показатели рентабельности существенно выросли за анализируемый период. То есть, как собственные, так и заёмные средства стали использоваться более эффективно. Делаем вывод — на единицу вложенных в деятельность средств компания стала получать больше чистой прибыли.
Удельный вес рассчитывается по такой формуле:
Ni = ∑Ni * 100%,
где Ni — величина конкретного показателя (часть)
∑Ni — значение общего показателя (целое), в который входит составная часть Ni