Кто такие cтейкхолдеры и как они влияют на бизнес
Кто такие стейкхолдеры
Stakeholder переводится с английского как «акционер». Но в бизнесе под этим термином понимают любого человека, заинтересованного в работе компании. Простыми словами, стейкхолдеры — это лица и организации, прямо или косвенно влияющие на развитие бизнеса.
К очевидными стейкхолдерам, которых можно назвать сходу, относятся: инвесторы, сотрудники, клиенты и поставщики. Но границы влияния могут быть намного шире. Скажем, СМИ и государственные структуры не знают о существовании вашей компании. Однако они могут способствовать ее развитию или же тормозить его.
Чем занимаются стейкхолдеры
О важности влияния стейкхолдеров на бизнес всерьез задумались еще в 1960-х годах. Тогда в менеджменте окончательно закрепилась мысль, что любая компания — не только инструмент получения прибыли. Это ещё и часть среды, внутри которой она существует. Так, бизнес воздействует на окружение и испытывает его влияние.
Само понятие «стейкхолдер» в 1980-х годах ввел Эдвард Фримен в книге «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Теория ученого заключается в том, что организация или проект вместе с окружением образует круг заинтересованных сторон. Поэтому менеджеры должны учитывать их интересы и удовлетворять их требования. Поэтому для успешного развития компании нужно максимально наладить отношения и заручиться поддержкой отдельных заинтересованных лиц и целых групп.
Зачем знать своих стейкхолдеров
Знать друзей и врагов бизнеса — стейкхолдеров, нужно в лицо. Ведь после анализа вы будете понимать, что от них можно ожидать. Исходя из этого легче выстроить стратегию развития компании. Кроме того, вы поймете, кто может помочь проекту в случае форс-мажора. Согласно теории Фримана, управление стейкхолдерами состоит из шести этапов:
- Установление заинтересованных сторон и деление их на группы .
- Анализ и формулирование ключевых потребностей всех заинтересованных сторон.
- Выяснение интересов и степени влияния стейкхолдеров.
- Составление плана действий по управлению стейкхолдерами.
- Внедрение изменений и реализация плана.
- Анализ итогов управления и цикличное повторение процесса.
Как определить стейкхолдеров
Теория Фримана помогает определить, кто является вашим стейкхолдером. Чтобы сделать это, в первую очередь прошерстите все проекты компании и выделите всех, кто сотрудничал с вами. Удобнее всего будет составить таблицу. Выделим столбцы:
- ФИО стейкхолдера. Или же название организации;
- Должность или роль в проекте;
- Отношение стейкхолдера к проекту. Отражаем цифрой в диапазоне от -5 до +5;
- Влияние стейкхолдера на проект по шкале от 0 до 5.
Также можно добавить графу «Стратегии взаимодействия», где вы спрогнозируете совместную работу со стейкхолдером. Это поможет выявить цели и ожидания от взаимодействия.
Определение стейкхолдеров минимизирует риски при сотрудничестве и внедрении новой стратегии. Анализ, подкрепленный теорией управления, поможет вывить тех, на кого действительно нужно делать ставку при сотрудничестве.
Типы стейкхолдеров
Помочь определить стейкхолдеров для своего проекта вам помогут уже выверенные типы. Они выделены на основе близости и степени влияния на компанию. Итак, существует четыре типа:
Первичные стейкхолдеры
Эти стейкхолдеры наиболее близки к проекту. Это руководство компании и её сотрудники, инвесторы, партнеры и поставщики. То есть, все те, кто работает над проектом, напрямую вкладывает в него силы, знания и ресурсы. Важно понимать, что без первичной группы стейкхолдеров проект попросту не сможет существовать.
Вторичные стейкхолдеры
Такие стейкхолдеры не имеют прямого отношения к проекту и производству, но сильно влияют на него. Сюда можно отнести СМИ, государственные органы, блогеров, общественных деятелей. Так, изданный указ, скажем, в налоговой сфере, может затруднить работу вашей компании. Или же напротив, особое внимание журналистов к выпускаемому вами продукту, повысит спрос и выручку.
Внутренние стейкхолдеры
Сюда можно отнести стейкхолдеров, влияющих на проект рублем. Например, руководство, сотрудников, акционеров и покупателей. Ведь если последние не будут тратить деньги на продукцию, бизнес точно придет в упадок. Интересно, что, работая над общей задачей, каждый из таких стейкхолдеров преследует и собственные цели. Так, работники наверняка хотели бы получать больше, а инвесторы — иметь больше влияния.
Внешние стейкхолдеры
Этот тип стейкхолдеров ориентируется на собственные проекты, но однозначно влияет и на ваш. Ими могут быть банки, конкуренты и посредники. Они могут быть заинтересованы в проекте только косвенно или не заинтересованы совсем, но это не означает, что они не могут оказывать на него воздействие.
Матрица стейкхолдеров
Перед анализом стейкхолдеров нужно изучить матрицу их влияния. Наглядно намного легче определить силу воздействия заинтересованных лиц на проект. Матрица стейкхолдеров — это инструмент, который показывает степень влияния стейкхолдеров и их отношение к проекту. Также с ее помощью можно определить стратегии взаимодействия с ними. Для создания матрицы используют систему координат.
Как правильно заполнить матрицу влияния стейкхолдеров? Вам помогут наши подсказки.
- Квадрат A
Здесь расположим негативно настроенных людей. Например, недовольных или бывших сотрудников. Они не в силах помешать работе, но нужно следить за их активностью и стараться перевести во второй квадрат. - Квадрат B
Здесь отмечают «союзников»: рабочий персонал, поклонников проекта. Со временем они могут попасть в первый квадрат. - Квадрат С
Чаще всего сюда относят конкурентов и активистов, выступающих против вашей компании. «Битва» может происходить не только на потребительском рынке: компании стремятся переманить лучших сотрудников или перехватить контракт с выгодным для обеих сторон поставщиком. - Квадрат D
Сюда относят наиболее заинтересованные лиц: инвесторов, руководителей, активные работники и менеджеры. Этих участников компания ценит больше всего и полностью на них полагается.
Как управлять стейкхолдерами
Итак, давайте проанализируем результаты матрицы стейкхолдеров и решим, как ими можно управлять. Безусловно, стратегия взаимодействия будет зависеть от группы.
Например, со стейкхолдерами с сильным уровнем влияния и низкой вовлеченностью следует выстраивать тесную коммуникацию. Для этого можно чаще с ними встречаться или же регулярно отправлять email-рассылки. Они должны быть осведомлены о процессах в компании. Такие стейкхолдеры могут стать источником риска, поэтому нуждаются в тщательном наблюдении и грамотном менеджменте.
Стейкхолдеры с низким уровнем влияния и важности фактически ничего не решают. Эти лица не слишком значимы для проекта. Получается, что менеджеры должны уделять им внимание в последнюю очередь.
Теперь присмотримся к стейкхолдерам с низким уровнем влияния, но высокой вовлеченностью. Проект для них достаточно важен, но на его результат они не влияют. Таким лицам нужно периодически сообщать о ходе дел в компании. Также стоит при надобности отстаивать их интересы, ведь сами по себе они слабы.
Итак, последний вид, который мы можем выделить — стейкхолдеры с высоким уровнем влияния и вовлеченности. Для этих лиц очень важен ваш проект, они вовлечены в его реализацию и активно влияют на результаты. Поэтому следует установить с ними тесные рабочие отношения и следить за тем, чтобы они не потеряли интерес к проекту.