Общество с ограниченной ответственностью: плюсы, минусы, как открыть и закрыть
Что такое ООО?
Согласно статье 87 Гражданского кодекса, обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается хозяйственное общество, которое могут учредить один или несколько юридических и/или физических лиц. Его уставный капитал (то есть, сумма, которую нужно потратить на развитие бизнеса) разделен на доли.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций в уставном капитале общества, но только до тех пор, пока общество не находится в стадии банкротства. При банкротстве общества участники несут субсидиарную ответственность по долгам общества всем имеющимся у них имуществом.
Для владельцев бизнеса, ООО очень выгодны. Они обеспечивают ту же защиту, что и акционерные общества. Но при этом не требуется проводить заседания совета директоров, вести учет или работать с утомительным заполнениям документов.
Компанию любого размера можно сделать ООО, что дает еще больше возможностей предпринимателям. Следовательно, ООО — это популярная и гибкая юридическая форма оформления бизнеса, особенно для небольших компаний и стартапов.
Плюсы ООО
К основным преимуществам обществ с ограниченной ответственностью относят:
- Возможность участия нескольких учредителей
Открыть бизнес по форме ООО вы можете совместно с партнером или с партнерами (но не более 50 человек). Учредить сообщество может как физическое, так и юридическое лицо. - Ответственность имуществом есть только в пределах уставного капитала
Общество несет ответственность перед контрагентами исключительно в пределах имущества, которым обладает организация. Сначала это – уставной капитал. Это означает, что если в уставной капитал были внесены денежные средства в размере 10 000 руб. и иного имущества у общества нет, то кредиторы смогут получить только 10 000 рублей. - У учредителей и генерального директора нет никаких обязательств в ситуации банкротства
Они смогут распоряжаться доходами, брать кредиты в банках, выезжать за пределы РФ – на всё это нет никаких ограничений. - Организацию, зарегистрированную как ООО, можно продать
Достаточно распространенный способ ведения дела – его раскрутка и дальнейшая продажа инвесторам или другим заинтересованным. Если вы решили проследовать по этому пути, то никаких препятствий, в том числе документальных, не возникнет: все лицензии, разрешения, ККТ и так далее оформлены на юридическое лицо без привязки к личности генерального директора и учредителя. Это значит, что для продажи бизнеса достаточно сменить генерального директора или учредителя. - Нет ограничений по видам деятельности
ООО не ограничены в видах предпринимательской деятельности. Разумеется, для некоторых видов деятельности необходимо будет оформлять лицензии, получать разрешения и прочее. К примеру, чтобы продавать алкоголь и табак, лицензия точно понадобится. - Бизнес можно быстро приостановить без дополнительных вложений
Если ваш бизнес сезонный, или вам потребуется временный отдых от ведения дел, то с формой регистрации ООО в этом не будет никаких проблем. В налоговую нужно будет сдать нулевые отчеты за период простоя. Иных обязательных платежей в случае приостановления деятельности не предусматривается.
Минусы ООО
Минусы у обществ с ограниченной ответственностью тоже есть, но их значительно меньше, чем плюсов:
- Без уставного капитала и юридического адреса открыть ООО нельзя
Если уставный капитал можно сделать минимальным (10 000 руб.), то с юридическим адресом всё не так просто. Важно иметь либо свое помещение, либо приобрести юридический адрес, воспользовавшись специальной услугой. Оплачивать своё помещение недешево. Но и при покупке адреса следует соблюдать осторожность: обращать внимание на то, сколько организаций уже есть по этому адресу, сможет ли собственник помещения предоставлять возможность на проверки налоговой, а также передавать письма. - Отчетность
Объем документации для любого ООО достаточно большой. Конкретный перечень зависит от выбранной системы налогообложения.
Налогообложение для ООО
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются Гражданским Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Правовое положение кредитных организаций, которые создавались в виде обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются в том числе и законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
По такой системе регистрации как ООО есть несколько систем по уплате налогов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Эта система подходит, когда:
- доходы бизнеса составляют свыше 219 200 000 ₽ в год;
- количество сотрудников в штате более 130 человек;
- также это актуально для тех предприятий, которые работают по системе B2B, то есть, с другими компаниями, кому важен вычет по НДС для экономии по налогам;
- ваш бизнес не подходит для любого другого режима – например, если у вас ломбард или магазин с продажей алкогольной продукции.
Но у этой системы есть и минусы – налог на прибыль составляет 20% (оплачивается один раз в квартал), налоги на добавленную стоимость составляют до 20% от стоимости товаров и услуг (он оплачивается каждый месяц), страховые взносы за сотрудников составляют до 46,5% от зарплат (отчисляются ежемесячно).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
По упрощенной системе налогообложения (УСН) могут работать фирмы с годовым доходом до 219 200 000 ₽ и количеством сотрудников не более 130 человек. Для бизнеса, который работает на упрощенке, имеются ограничения по видам деятельности. Так, нельзя открыть табачную фирму или ломбард. По упрощенной системе нужно выплачивать только один налог (до 8% с дохода или до 20% с прибыли) и страховые взносы (46,5% от заработных плат).
Автоматизированная система налогообложения (АУСН)
Такая система на данный момент работает в формате эксперимента в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Годовой доход компании по такой системе налогообложения не должен составлять более 60 миллионов рублей в год, также у фирмы не должно быть филиалов, а в штате разрешено иметь до пяти сотрудников – резидентов России, не имеющих права на досрочную пенсию. Заработная плата каждого сотрудника при этом не должна превышать более пяти миллионов в год. Оплачивается их труд на карту банка, который является участником системы АУСН. Расчетный счет обязателен для бизнеса по такой системе налогообложения. Но деятельность предприятия не должна быть посреднической.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН
По такой системе налогообложения могут работать компании, у которых не менее 70% выручки составляет доход от сельскохозяйственной деятельности. Если фирма занимается, например рыболовством или рыбоводством, то число сотрудников не должно превышать 300 человек. В других случаях ограничений по количеству сотрудников нет.
Как открыть ООО
Зарегистрировать ООО в 2023 году можно совершенно бесплатно. Для этого нужно собрать пакет документов и подать его в регистрирующую ФНС.
Пакет документов включает в себя:
- заявление о регистрации ООО по форме Р11001,
- устав организации,
- решение единственного учредителя о создании ООО или протокол общего собрания учредителей о создании ООО,
- договор об учреждении ООО для обществ с несколькими учредителями,
- квитанция об уплате госпошлины нужна только при подаче документов сразу в налоговую или при почтовой отправке.
Дополнительно могут запросить вид на жительство, если фирму открывает не гражданин РФ, согласие родителей, если подает документы несовершеннолетний, согласие собственника жилого помещения, на адрес которого открывается организация или нотариальную доверенность, если документы будет отдавать не сам учредитель.
Подать документы нужно в регистрирующую налоговую по месту деятельности общества. Иногда это путают с районной ФНС, куда вы позже будете сдавать декларации. В ряде случаев одна налоговая занимается и тем, и другим, но чаще – нет.
Подать документы можно лично или онлайн на сайте ФНС. Также иногда выбирают вариант подачи бумаг через нотариуса.
Как закрыть ООО
Для закрытия ООО необходимо:
- Провести собрание участников ООО или подготовить решение, если вы единственный учредитель. В протоколе или решении нужно указать, что вы добровольно ликвидируете организацию, утвердили состав ликвидационной комиссии или назначили единоличного ликвидатора. Обозначьте порядок и сроки ликвидации. Максимальный – 1 год.
- Сообщить о ликвидации в налоговую. Для этого в регистрирующую налоговую подается уведомление по форме № Р15016 с заверением у нотариуса протокола собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.
- Сообщить о ликвидации в СМИ, опубликовать данные на «Федресурсе» и сообщить контрагентам.
- Подать информацию в службу занятости и сообщить сотрудникам.
- Сдать промежуточный ликвидационный баланс в налоговую.
- Рассчитаться по долгам.
- Составить окончательный ликвидационный баланс.
- Отчитаться по налогам, увольнениям и снять с учета кассу.
- Подать в налоговую документы о ликвидации ООО.