Универсальная формула для бизнеса: что такое ROI и для чего он нужен

ROI в маркетинге — один из ключевых показателей. Почему он так важен и как им правильно пользоваться? Рассказываем в нашем материале.
Универсальная формула для бизнеса: что такое ROI и для чего он нужен
Freepik
В этой статье рассмотрим метрику ROI, её важность в маркетинговой стратегии, методы подсчета и поговорим о роли, которую она играет в бизнесе!
Содержание статьи

Что такое показатель ROI?

Return on Investment — одна из ключевых метрик бизнеса, которая показывает отдачу от вложений в рекламу. Вычисляется как отношение прибыли, полученной от маркетинговых кампаний, к затраченным на них средствам. Чем выше коэффициент в процентах, тем эффективнее инвестиция в маркетинг. А окупаемость вложений показывает, насколько прибыльным или неприбыльным является проект или продукт.

Оценка целесообразности затрат на таргетированную рекламу, планирование бюджетов под проекты, обеспечение всей маркетинговой деятельности – всё это влияет на развитие бизнеса и может быть оценено с помощью значения ROI.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для чего ROI в маркетинге?

Маркетологи используют коэффициент окупаемости вложений для оценки эффективности инвестиций и избежания финансовых убытков. Эта метрика помогает определить, стоит ли приобретать сырье, продолжать или изменять рекламные кампании, вкладываться ли в проекты или ценные бумаги.

Показатель ROI представляет собой доходность, которую компания может получить от вложений в конкретный проект, выраженную в процентах. Чем выше коэффициент, тем более успешным считается метод продвижения.

Иметь правильную оценку прибыльности бизнеса важно для разработки эффективной маркетинговой стратегии и корректного планирования бюджета.

ROI — это инструмент, который помогает определить направление развития бизнеса и выбрать наиболее прибыльный путь.
ROI — это инструмент, который помогает определить направление развития бизнеса и выбрать наиболее прибыльный путь.
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем разница между ROI, ROAS и ROMI?

Для удобства, в маркетинговой аналитике вместо трех показателей часто используется одно общее обозначение коэффициента ROI. Но чтобы не путаться, разберемся в определениях:

  • ROAS (Return on Advertising Spend) — оценивает только эффективность рекламы.
  • ROMI (Return on Marketing Investment) — более объемная метрика. Демонстрирует, насколько эффективно используются затраты на маркетинг. Сюда включены расходы на рекламу, печать промо-материалов, копирайтинг и прочее. Но не учитываются производственные затраты или зарплата.
  • ROI (Return on Investment) — отношение дохода к вложениям. Это показывает, насколько эффективно в целом инвестиции приносят доход. Или же убыток.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как понять, что ROI приемлемый?

У разных сфер в бизнесе свои приемлемые показатели. Но идеальным показателем является значение больше 100%. Это значит, что компания приносит прибыль. Однако, это относительная метрика.

Не всегда она дает полное представление о ситуации в бизнесе. Просто отражает, насколько эффективно инвестированные деньги приносят прибыль за указанный промежуток времени.

Для кого важен показатель рентабельности ROI?

Проверить окупаемость вложений эта метрикапомогает инвесторам, владельцам бизнеса и управляющим компанией (проектом). Она позволяет принять решение о продолжении или остановке инвестирования проекта.

Также это полезно для бизнеса, который ищет новые способы расширения или оптимизации операций. Еще используется для оценки эффективности маркетинговых компаний и других стратегических инициатив.

Чтобы правильно выбрать стратегию продвижения бизнеса, сотрудники маркетингового отдела используют значение коэффициента ROI. Эта метрика позволяет оценить процент окупаемости вложенных в проект средств на разных этапах запуска. Применяется как для анализа внутри компании, так и для оценки инвестиций в целом.

Глобально – этот показатель полезен для отраслей, где отчетливо видна зависимость между затратами и прибылью, например:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • продажи через интернет;
  • мероприятия для привлечения клиентов;
  • оценка рабочей эффективности отделов компании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Формула расчета ROI.
Формула расчета ROI.
Соцсети

Как правильно рассчитать ROI?

Самостоятельно. Используя формулу выше, посчитаем окупаемость инвестиций ROI на простых примерах.

Представим, что вы вложили в рекламу своих услуг 10 000 рублей. Благодаря ней к вам пришли пять клиентов и потратили суммарно 72 500 рублей. Подставляем значения в формулу и получаем (72500 — 10000) / 10000 = 6,25. Теперь умножим 6,25 на 100% и получаем сказочный ROI: 625%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ROI 625% — впечатляющий результат, да.
ROI 625% — впечатляющий результат, да.
Соцсети

Более приземленный пример – инвестиции в оборудование:

Покупка оборудования на сумму $100,000 дала годовой доход в $120,000. ROI = (($120,000 — $100,000) / $100,000)) * 100% = 20%.

О чем нам говорит эта цифра? Менее чем за год наши вложения в оборудование окупились, а дальше они будут радовать нас прибылью, что позволит развиваться бизнесу!

Если нет желания сидеть с умным видом перед калькулятором, есть простые онлайн решения, где заполняются графы «сколько вложил» и «сколько получил». Результат считается автоматически.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как повысить показатель ROI?

Как вы заметили, в уравнении всего две переменные – доход и затраты. Чтобы повысить метрику ROI, с ними и надо поработать. Вариантов для этого довольно много. Самые популярные инструменты такие:

  1. Оптимизировать затраты:
    Анализировать и сокращать неэффективные расходы, в том числе на рекламные каналы, которые не работают;
  2. Увеличивать выручку:
    Поиск новых источников дохода, расширение продуктовой линейки, запуск новых каналов продаж;
  3. Повышать конверсию:
    Оптимизировать сайт или процессы продаж;
  4. Улучшать репутацию и зарабатывать доверие клиентов:
    Создавать положительный образ компании, грамотно работать с возражениями, улучшать качество продуктов или услуг до конкурентного уровня;
  5. Инвестировать в инновации и автоматизацию:
    Внедрять новые технологии и инструменты, которые помогают увеличить эффективность и снизить расходы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Неверный расчет коэффициента ROI дорого вам обойдется. Буквально.
Неверный расчет коэффициента ROI дорого вам обойдется. Буквально.
Freepik

Какие ошибки допускают при расчете?

Кроме нишевых, есть пять основных ошибок, которые искажают показатель рентабельности ROI:

  1. Недооценка суммы инвестиций:
    Не учитываются все затраты, связанных с проектом. Такие, как операционные расходы, комиссии или зарплата персонала;
  2. Неправильный выбор периода расчета:
    Использование неподходящего периода для расчета коэффициента может дать нереалистичные результаты;
  3. Недооценка дохода:
    Игнорирование параллельных или дополнительных доходов, неправильное прогнозирование дохода;
  4. Игнорирование рисков:
    Не берутся в расчет все возможные риски, которые могут повлиять на результаты инвестирования;
  5. Недооценка удовлетворенности клиентов:
    Нематериальные выгоды, такие как улучшение репутации компании, также имеют влияние на доход компании.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда расчет неэффективен?

В определенных ситуациях коэффициент ROI становится малоинформативным инструментом. Например, при продаже эксклюзивных товаров или услуг, где клиенты не принимают решения о покупке моментально.

Это может дать неточный результат при оценке эффективности рекламных каналов. Также метрика не подходит для бизнеса, где большинство продаж происходит в оффлайн-магазинах. А еще этот коэффициент статичен. Он не учитывает экономические факторы и курс валют.