Универсальная формула для бизнеса: что такое ROI и для чего он нужен
Что такое показатель ROI?
Return on Investment — одна из ключевых метрик бизнеса, которая показывает отдачу от вложений в рекламу. Вычисляется как отношение прибыли, полученной от маркетинговых кампаний, к затраченным на них средствам. Чем выше коэффициент в процентах, тем эффективнее инвестиция в маркетинг. А окупаемость вложений показывает, насколько прибыльным или неприбыльным является проект или продукт.
Оценка целесообразности затрат на таргетированную рекламу, планирование бюджетов под проекты, обеспечение всей маркетинговой деятельности – всё это влияет на развитие бизнеса и может быть оценено с помощью значения ROI.
Для чего ROI в маркетинге?
Маркетологи используют коэффициент окупаемости вложений для оценки эффективности инвестиций и избежания финансовых убытков. Эта метрика помогает определить, стоит ли приобретать сырье, продолжать или изменять рекламные кампании, вкладываться ли в проекты или ценные бумаги.
Показатель ROI представляет собой доходность, которую компания может получить от вложений в конкретный проект, выраженную в процентах. Чем выше коэффициент, тем более успешным считается метод продвижения.
Иметь правильную оценку прибыльности бизнеса важно для разработки эффективной маркетинговой стратегии и корректного планирования бюджета.
В чем разница между ROI, ROAS и ROMI?
Для удобства, в маркетинговой аналитике вместо трех показателей часто используется одно общее обозначение коэффициента ROI. Но чтобы не путаться, разберемся в определениях:
- ROAS (Return on Advertising Spend) — оценивает только эффективность рекламы.
- ROMI (Return on Marketing Investment) — более объемная метрика. Демонстрирует, насколько эффективно используются затраты на маркетинг. Сюда включены расходы на рекламу, печать промо-материалов, копирайтинг и прочее. Но не учитываются производственные затраты или зарплата.
- ROI (Return on Investment) — отношение дохода к вложениям. Это показывает, насколько эффективно в целом инвестиции приносят доход. Или же убыток.
Как понять, что ROI приемлемый?
У разных сфер в бизнесе свои приемлемые показатели. Но идеальным показателем является значение больше 100%. Это значит, что компания приносит прибыль. Однако, это относительная метрика.
Не всегда она дает полное представление о ситуации в бизнесе. Просто отражает, насколько эффективно инвестированные деньги приносят прибыль за указанный промежуток времени.
Для кого важен показатель рентабельности ROI?
Проверить окупаемость вложений эта метрикапомогает инвесторам, владельцам бизнеса и управляющим компанией (проектом). Она позволяет принять решение о продолжении или остановке инвестирования проекта.
Также это полезно для бизнеса, который ищет новые способы расширения или оптимизации операций. Еще используется для оценки эффективности маркетинговых компаний и других стратегических инициатив.
Чтобы правильно выбрать стратегию продвижения бизнеса, сотрудники маркетингового отдела используют значение коэффициента ROI. Эта метрика позволяет оценить процент окупаемости вложенных в проект средств на разных этапах запуска. Применяется как для анализа внутри компании, так и для оценки инвестиций в целом.
Глобально – этот показатель полезен для отраслей, где отчетливо видна зависимость между затратами и прибылью, например:
- продажи через интернет;
- мероприятия для привлечения клиентов;
- оценка рабочей эффективности отделов компании.
Как правильно рассчитать ROI?
Самостоятельно. Используя формулу выше, посчитаем окупаемость инвестиций ROI на простых примерах.
Представим, что вы вложили в рекламу своих услуг 10 000 рублей. Благодаря ней к вам пришли пять клиентов и потратили суммарно 72 500 рублей. Подставляем значения в формулу и получаем (72500 — 10000) / 10000 = 6,25. Теперь умножим 6,25 на 100% и получаем сказочный ROI: 625%.
Более приземленный пример – инвестиции в оборудование:
Покупка оборудования на сумму $100,000 дала годовой доход в $120,000. ROI = (($120,000 — $100,000) / $100,000)) * 100% = 20%.
О чем нам говорит эта цифра? Менее чем за год наши вложения в оборудование окупились, а дальше они будут радовать нас прибылью, что позволит развиваться бизнесу!
Если нет желания сидеть с умным видом перед калькулятором, есть простые онлайн решения, где заполняются графы «сколько вложил» и «сколько получил». Результат считается автоматически.
Как повысить показатель ROI?
Как вы заметили, в уравнении всего две переменные – доход и затраты. Чтобы повысить метрику ROI, с ними и надо поработать. Вариантов для этого довольно много. Самые популярные инструменты такие:
- Оптимизировать затраты:
Анализировать и сокращать неэффективные расходы, в том числе на рекламные каналы, которые не работают; - Увеличивать выручку:
Поиск новых источников дохода, расширение продуктовой линейки, запуск новых каналов продаж; - Повышать конверсию:
Оптимизировать сайт или процессы продаж; - Улучшать репутацию и зарабатывать доверие клиентов:
Создавать положительный образ компании, грамотно работать с возражениями, улучшать качество продуктов или услуг до конкурентного уровня; - Инвестировать в инновации и автоматизацию:
Внедрять новые технологии и инструменты, которые помогают увеличить эффективность и снизить расходы.
Какие ошибки допускают при расчете?
Кроме нишевых, есть пять основных ошибок, которые искажают показатель рентабельности ROI:
- Недооценка суммы инвестиций:
Не учитываются все затраты, связанных с проектом. Такие, как операционные расходы, комиссии или зарплата персонала; - Неправильный выбор периода расчета:
Использование неподходящего периода для расчета коэффициента может дать нереалистичные результаты; - Недооценка дохода:
Игнорирование параллельных или дополнительных доходов, неправильное прогнозирование дохода; - Игнорирование рисков:
Не берутся в расчет все возможные риски, которые могут повлиять на результаты инвестирования; - Недооценка удовлетворенности клиентов:
Нематериальные выгоды, такие как улучшение репутации компании, также имеют влияние на доход компании.
Когда расчет неэффективен?
В определенных ситуациях коэффициент ROI становится малоинформативным инструментом. Например, при продаже эксклюзивных товаров или услуг, где клиенты не принимают решения о покупке моментально.
Это может дать неточный результат при оценке эффективности рекламных каналов. Также метрика не подходит для бизнеса, где большинство продаж происходит в оффлайн-магазинах. А еще этот коэффициент статичен. Он не учитывает экономические факторы и курс валют.