Зачем бизнесу анализ рынка и как его провести?
Что такое анализ рынка
Анализ рынка – это грамотная оценка рынка в конкретной отрасли, которая помогает понять динамику вашего рынка (например, объем и стоимость), потенциальных клиентов, модели покупок, конкуренцию и многое другое. Хороший маркетинговый анализ отвечает на следующие вопросы:
- Кто мои потенциальные клиенты?
- Каковы покупательские привычки моих клиентов?
- Насколько велик мой целевой рынок?
- Сколько клиенты готовы заплатить за мой продукт?
- Кто мои основные конкуренты?
- Каковы сильные и слабые стороны моих конкурентов?
Для чего нужно проводить анализ рынка
Подробный анализ рынка может стать достойной частью вашего бизнес-плана, потому что за счет него можно лучше понять ваших клиентов и конкурентов, а также разработать подходящую маркетинговую стратегию. Вот главные преимущества такого анализа:
- Если изучить особенности поведения потребителя, то можно создать действительно востребованный продукт. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов помогает сделать его гораздо лучше, чем у них.
- Анализ аналогичных продуктов на рынке поможет разглядеть преимущества и недостатки собственного продукта.
- С помощью анализа рынка можно выйти на выгодные каналы продаж и открыть для себя новые ниши.
- Еще одно преимущество – это способность увидеть и изучить дальнейшие перспективы развития.
- За счет действительно хорошего анализа рынка можно разработать грамотные стратегии для продвижения продуктов компании.
Анализ рынка: какие могут быть недостатки
Как мы уже выяснили, исследование рынка может дать очень многое. Одно из главных преимуществ – возможность нащупать свою собственную стратегию развития. Однако несмотря на то, что у такого анализа есть множество плюсов, недостатки у него тоже имеются. Приведенные ниже недостатки проведения анализа рынка относятся не столько к самому методу, сколько к ресурсам, которые он требует.
Цена
Если не знать такие маркетинговые концепции как объем рынка и сегментация клиентов, то придется передать свой анализ рынка на аутсортинг. Это хорошо повлияет на качество, однако ударит по карману. Для того чтобы этого не произошло, стоит акцентировать внимание на конкретной группе клиентов.
Время
Как правило, анализ рынка отнимает много времени, которого у бизнесмена не так много. Можно анализировать только одну область за раз, не растрачивая себя на несколько сразу. Так вы освободите больше времени на решение других бизнес-задач.
Дополнительный персонал
Некоторые крупные компании нанимают штатных сотрудников для анализ рынка, и вы можете последовать их примеру. Однако это сопряжено со всеми обычными расходами на наем нового сотрудника. Тогда возникает вопрос: проводите ли вы свой анализ рынка самостоятельно, передаете его на аутсорсинг или нанимаете штатных сотрудников? Более дорогие варианты часто могут дать более значимую информацию.
Непопадание в вашего клиента
Наиболее успешные рыночные анализы используют фактические отзывы клиентов, которые аналитики часто получают в ходе опросов. Эти опросы могут охватывать только часть всей вашей клиентской базы, что приводит к неточному размеру выборки. В результате анализ рынка может не полностью раскрывать ваших клиентов.
Как провести анализ рынка
Чтобы анализ рынка был наиболее эффективным, нужно следовать определенному алгоритму.
Определите свою цель
Не столь важна причина анализа рынка, сколько его общая цель. Ее важно определить сразу, чтобы придерживаться во время всего процесса. Цель может быть внутренней (улучшить ваш денежный поток) или внешней (получить кредит для бизнеса). Стоит сразу определиться с ней, потому что от нее будет зависеть тип и объем исследований, которые вы будете проводить.
Изучите состояние отрасли
На этом этапе стоит составить подробную карту текущего состояния вашей отрасли. Важно отметить направление ее движения при помощи следующих показателей: размер, тенденции и прогнозируемый рост. Для этого нужно воспользоваться данными, которые могли бы подтвердить ваши выводы. Можно провести и сравнительный анализ рынка, чтобы найти свои сильные стороны в этой области.
Определите свою целевую аудиторию
Не каждый человек – ваш потенциальный клиент, поэтому пытаться заинтересовать любого своим продуктом смысла нет. Вместо этого лучше провести анализ рынка и понять, кому он нужнее всего. Акцентировать внимание на своей аудитории – самый правильный вариант в этом случае. Нужно определиться с размером рынка, вашими клиентами и их решениями покупать тот или иной продукт. В этом может помочь изучение следующих демографических факторов:
- Возраст
- Пол
- Расположение
- Профессия
- Образование
- Потребности
- Интересы
В процессе исследования у вас сложится единый образ клиента, который послужит моделью для ваших маркетинговых решений.
Изучите своих конкурентов
Чтобы бизнес был успешным, нужно понимать своих главных конкурентов, их деятельность, сильные и слабые стороны. Можно начать с перечисления основных конкурентов, а затем провести их SWOT-анализ. Попробуйте ответить на вопросы: что есть у этого бизнеса, чего нет у вас? Что может побудить клиента предпочесть этот бизнес вашему? Попробуйте взглянуть на это глазами клиента.
Затем сделайте список конкурентов, начиная от наиболее до наименее угрожающих, чтобы потом провести SWOT-анализ самых серьезных из них.
Соберите дополнительные данные
Для грамотного проведения маркетингового анализа никогда не бывает слишком много информации. Однако источники должны быть достоверными и фактологическими, поэтому нужно быть осторожнее с ресурсами бизнес-данных.
Проанализуруйте данные
Как только вы соберете всю информацию и убедитесь в ее точности, можно заняться анализом данных. Исследование можно разделить на смысловые разделы, однако стоит удостовериться, что они соответствуют вашей цели, рынку и конкуренции.
Главные элементы, которые должны включать в себя ваши исследования:
- Обзор размера и темпов роста вашей отрасли
- Прогнозируемая доля вашего бизнеса на рынке в процентах
- Перспективы отрасли
- Тенденции покупок клиентов
- Ваш прогнозируемый рост
- Сколько клиенты готовы платить за ваш продукт или услугу
Внедрите результаты в рабочий процесс
Теперь осталось только заставить анализ рынка работать на вас. Нужно придумать, как можно использовать его результаты внутри вашей компании. Если вы проводили анализ для внешних целей, оформите свои исследования и данные в виде легко читаемого и удобного документа, чтобы им было легче делиться с кредиторами. Сохраните всю полученную информацию для следующего анализа и подумайте о том, чтобы каждый год проводить анализ и сравнивать с предыдущими результатами. Это поможет вам оставаться на вершине.
Если у вас есть время для того чтобы провести этот анализ самостоятельно, то эта статья вам поможет. Однако если его нет, то затраты на аутсортинг или эксперта легко окупаются. Ведь от этого зависит самое главное – успех вашего бизнеса.