Что делать, если цена на кассе противоречит ценнику в торговом зале?
Все отношения, которые возникают у продавца и покупателя в процессе торговли, регулируются Гражданским Кодексом РФ. Также на страже интересов покупателя находится закон «О защите прав потребителей».
Согласно норме, изложенной в ст. 10 этого закона, информация о товаре должна содержать цену, которая размещается в торговом зале рядом с товаром на ценнике, и является неотъемлемой частью процесса розничной торговли.
Обычно на ценнике также указывают действующую в данный момент скидку по акции, условия покупки по данной цене. Например, правило 2+1, когда покупатель может купить два товара по указанной цене и бесплатно получить третий.
Несоответствие цифр на ценнике с тем, что в итоге оказывается в чеке после оплаты на кассе, является нарушением правил торговли.
Согласно п. 1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Также продавец не имеет права требовать купить товар дороже, чем это указано на ценнике в торговом зале, или отказать в покупке по причине выявленного несоответствия.
Если вы уже расплатились за товар на кассе и только после заметили ошибку, магазин все равно обязан выплатить вам разницу в цене между чеком и ценником.
Вы имеете право потребовать возврата уплаченной за товар суммы на месте и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре, о чем говорится в п. 1 ст. 12 закона «О защите прав потребителей».
Ваши действия при выявлении несоответствия цены:
- Сфотографируйте ценник и найдите свидетелей.
- Возьмите ценник в торговом зале и принесите на кассу.
- Потребуйте вызвать администратора и заявите устную претензию
- Напишите письменную претензию с требованием вернуть разницу или полную цену с возвратом товара.
Обычно этого бывает достаточно, чтобы отстоять свои права, если дело происходит в продовольственном магазине и на кону стоят 100 – 500 рублей за какой-то продукт.
В случае с бытовой техникой, электроникой, мебелью, обувью или одеждой могут возникнуть сложности, потому что стоимость этих товаров гораздо выше. И продавец-кассир вместе с администратором скорее охотно согласятся вернуть деньги, чем выплачивать вам разницу – им просто это будет невыгодно. Не соглашайтесь на эти предложения!
Вам же, наоборот, будет выгодно забрать товар себе вместе с чеком и отстаивать свое право на получение разницы между заявленной ценой на ценнике и в чеке в денежном эквиваленте.
Для этого, скорее всего, придется обращаться в суд с иском о защите прав потребителя.
Как подать иск
В качестве основания для иска надо предоставить фотографию ценника, а лучше взять его оригинал в торговом зале, добавить к иску свидетельские показания и заручиться явкой свидетеля в судебное заседание, приложить копию чека и обязательно сохраните оригинал, чтобы предъявить в суде.
В качестве искового требования к продавцу заявите о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником, что предусмотрено в п. 1 ст. 1102 ГК РФ и потребуйте расторжения договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, п. 1 ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», а именно разницу.
Также к исковым требованиям можно добавить любые расходы, понесенные в связи с подаче иска, например, квитанцию о получении юридической помощи в виде консультации или чек об оплате услуг юриста, необходимых для подачи иска.
Иск о защите прав потребителя подается в мировой суд, он освобожден от уплаты пошлины, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Если цена иска превышает эту сумму, то истец уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.
Обычно подобные процесс длятся недолго и практически всегда решения выносятся судом в пользу истца. На ответчика обычно налагаются не только обязательства выполнить требования по иску, но и штраф в виде 50% от суммы иска за то, что требования потребителя не были выполнены в добровольном порядке.