Как при покупке телефона отказаться от навязанных услуг и аксессуаров?
Закон «О защите прав потребителей» на вашей стороне — в пункте 2 статьи 16 четко указано: «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме». Достаточно упомянуть об этом, и настойчивый пыл продавца быстро поумерится.
Ссылка на закон «О защите прав потребителей» особенно уместна в том случае, когда продавцы-консультанты в салонах сотовой связи отказываются продавать относительно недорогие модели телефонов, как правило, кнопочных «бабушкофонов», без заключения контракта на услуги сотовой связи. Проще говоря, впаривают еще и бесплатную симку c 500 рублями на балансе, аргументируя это покупателю тем, что у них в компании существует такое правило и даже имеется запрет на продажу дешевых телефонов без симок. Вы с вашей стороны выполнили условия публичной оферты, согласившись купить телефон как основной товар. Отказ продавца продать его является нарушением в одностороннем порядке пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса «Публичная оферта».
Как бороться?
Этот факт отказа надо зафиксировать при помощи видеосъемки или хотя бы одного свидетеля. Прямо тут же в торговой точке надо написать заявление в органы Роспотребнадзора с жалобой на действия продавцов, где следует подробно описать проблему. Обычно этого бывает достаточно, чтобы вышедший по вашему требованию из-за кулис администратор или начальник отдела продаж уладил вопрос в вашу пользу.
Бывает и так, что в рекламных целях продавцы рядом с премиальной техникой выставляют ценник на нее с привлекательно низкой ценой, и если вы решите приобрести этот экземпляр, то внезапно при помощи ловкости рук этот бумажный ценник «исчезает», и вместо него в базе оказывается иная цена, гораздо более высокая. Предвидя такие случаи, рекомендуем сразу брать ценники на понравившиеся вам предметы в руки и с ними идти к кассе. Но если такой «фокус» все же произошел, то надо не накалять ситуацию, а сделать вид, что вы огорчились и ушли. Стоит через какое-то время вернуться обратно с фотоаппаратом (а еще лучше — с видеокамерой) и запечатлеть этот товар с феноменально низкой ценой на бумажном ценнике. Будьте уверены, по низкой цене продавцы его никому не продадут, а на высокую цену еще надо найти сговорчивого покупателя.
- Следует написать заказное письмо в адрес продавца с уведомлением о вручении, в котором потребуйте продать вам этот товар по цене на том самом бумажном ценнике — на основании п.п. 1 и 3 статьи 426 и п. 2 статьи 494 ГК РФ. Прикрепите фотографию с ценником и укажите о наличии у вас свидетелей, если таковые были. В конце письма дайте продавцу 30 дней на решение вопроса. И добавьте, что в случае отказа или невыполнения требований в указанный срок вы обратитесь в суд с исковым заявлением о понуждении торговой точки продать товар по цене, указанной на ценнике. Компенсация морального вреда, причиненного отказом продать товар по заявленной цене и судебные расходы также пообещайте отнести на счет продавца. Доведите это дело до победного конца: товар или денежная компенсация будут ваши.
Зная о силе закона, иные торговцы предлагают покупателю всякие дополнительные услуги и аксессуары приобрести добровольно. Например, расширенная платная гарантия, дополнительное сервисное обслуживание, защитные чехлы на телефоны и бронепленки на экраны — все это попытка продать нечто по завышенной цене и пополнить карман продавца. На все такие уговоры оформить платные услуги или купить лишние товары вежливо отвечайте отказом.