Разбираемся в ПДД: кто виноват в аварии при движении задним ходом на парковке?

Представьте ситуацию, когда два автомобиля маневрируют на небольшом пятачке, уставленном машинами. При этом одна машина выезжает на задней скорости, а другая пытается заехать на парковку передом. И тут происходит «Бамс!»
Разбираемся в ПДД: кто виноват в аварии при движении задним ходом на парковке?
Pixabay

Тот, кто сдавал назад, наверняка будет возмущаться тем, что второй водитель все прекрасно видел и не сделал ничего, чтобы предотвратить аварию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в такой ситуации вина и ответственность распределяются не по принципу «Кому больше дано — с того больше спросится». В подобных авариях, когда одна из машин двигалась назад, вина однозначно возлагается именно на водителя, включившего заднюю скорость. Почему так?

Согласно пункту 8.12 ПДД, движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Если происходит столкновение с другим автомобилем, наезд на пешехода или ДТП другого рода, то виновным будет признан водитель машины, создавший помеху остальным.

Вина этого автомобилиста будет закреплена в постановлении о назначении административного штрафа за нарушение части 3 статьи 12.14 КоАП: невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 КоАП, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, бывают случаи, когда водитель хорошо посмотрел по сторонам, убедился в безопасности маневра и начал выезжать назад, как вдруг появилась откуда-то на большой скорости другая машина, которая врезалась в этот автомобиль, ехавший задом. Здесь, очевидно, будет вина того, кто не позволил другому участнику движения завершить маневр и врезался в него, превысив скорость. В такой ситуации следует обязательно вызывать инспектора ДПС и не соглашаться на то, чтобы обойтись заполнением европротокола.

Опытный глаз сотрудника ГИБДД сможет увидеть больше, чем две пары глаз расстроенных водителей, и он составит правильную схему ДТП, дав грамотное толкование происшествию.

Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении позволит запросить копию видеозаписи с видеокамеры, которая теоретически может находиться поблизости и зафиксировать не только момент столкновения двух ТС, но и все, что ему предшествовало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но общее правило остается тем же:

  • убедитесь, что вы по ПДД имеете право здесь ехать назад;
  • перед началом движения проверьте, что вы никому не мешаете и пропустили всех, кто хотел проехать;
  • включите сигнал поворота или нажмите кнопку аварийной сигнализации, чтобы гарантированно уведомить других участников движения о своем перемещении;
  • можете даже кратковременно нажать на клаксон, если дело происходит днем;
  • выполняйте маневр медленно и контролируйте движение автомобиля до самого последнего момента.

Знание особенностей этого пункта ПДД и статьи 12.14 КоАП поможет вам и в ситуации, когда кто-нибудь на светофоре вдруг захочет сдать назад, и будет ехать прямо на вашу машину. В этот момент вам следует гудком проинформировать другого участника о том, что он создает аварийную ситуацию, но самому при этом твердо стоять на месте и ни в коем случае не сдавать назад, чтобы вдруг случайно не стать виновником ДТП с автомобилем, находящимся на светофоре позади вашего авто.