Кто виноват в ДТП при одновременном повороте налево и обгоне?
В ПДД есть пункт 11.2, который запрещает водителю выполнять обгон в случае, если ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал по повороте налево. Конечно же, в этой ситуации обгон начинать нельзя, следует снизить скорость и подождать, пока автомобиль спереди повернет, после чего можно спокойно продолжать движение по той же полосе: необходимость в обгоне сама собой исчезнет.
Но важно так же и то, что если обгон в таком месте не запрещен дорожными знаками, разметкой, а также он не противоречит пункт 11.4 ПДД, где указано, что обгон запрещается:
- на регулируемых перекрестках;
- на нерегулируемых перекрестках при движении по не главной дороге;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Обычно в перед поворотом на перекрестке как раз и наносится сплошная линия разметки, которая запрещает обгон и призвана предотвратить подобные ДТП. Но разметки может не быть в принципе, либо она может быть зимой скрыта под снегом. Как правило, не бывает разметки на участке дороги перед поворотом на прилегающую территорию, поэтому всем водителям нужно помнить о том, что в такой ситуации какая-нибудь машина вознамерится без нарушения ПДД выполнять обгон.
При повороте налево водитель должен руководствоваться пункт 8.1 ПДД: «При повороте водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам движения». Также, согласно п. 11.3 ПДД , водителю обгоняемого автомобиля запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или иными действиями. Например, поворотом налево.
Если в такой ситуации произойдет ДТП, то виновным в подобной аварии может быть признан как водитель, совершавший обгон, так и водитель, поворачивавший направо. Как же инспекторы ДПС определяют виновного на месте? В подавляющем большинстве ситуаций они выносят постановление, где указывают обоюдную вину водителей, а далее в группе разбора (или в суде) оппоненты могут выяснить все же, кто прав, а кто виноват. Но есть также бесспорные признаки, которые одозначно указывают на правоту одно и виновность другого:
- Кто первым включил сигнал поворота — тот и прав Приоритет в совершении маневра имеет водитель той машины, кто первым обозначил свои намерения и начал их реализовывать. Кто не заметил «поворотник» чужой машин — тот виноват
- В кого въехали — тот и прав Если водитель машины, совершающей обгон, врезается передней частью своего автомобиля в левый бор ТС, совершающего поворот, то он признается виновным, потому что едущая пеерд ним машина уже фактически начала поворачивать. В случае, если обгонявшая машина получила от поворачивающей удар в правый борт, то виновным на месте признают водителя ТС, которое поворачивало: ему надо было пропустить обгонявшую его машину, которая уже выехала на встречную полосу и проезжала мимо.
Вывод: прояснить ситуацию на месте сотруднику ДПС, вызванному на место аварии, поможет запись с видеорегистратора, по которой будет понятно, кто первым начал маневр и кто первым включил сигнал поворота. Без видео о виновности того или много водителя сотрудник ГИБДД будет судить, скорее всего, по характеру повреждений на автомобилях.