Почему научится читать сложнее, чем научиться говорить?

Младенцы, подражая речи родителей, начинают лепетать. Они, сами того не понимая, стараются вклиниться в разговор. Это происходит потому, что в нашем мозге есть области, которые эволюционно предопределены для обработки речи. Чтение буквально меняет мозг и модифицирует его.
Почему научится читать сложнее, чем научиться говорить?
  • Чтение — это не естественная функция мозга
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мозг выполняет бесчисленное количество функций, одна из которых помогает нам воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств: зрения, обоняния, звуков, вкуса и осязания. В ответ на различные ощущения мозг посылает сигналы с реакцией. Например, улавливая носом запах булочной, мозг подает сигнал, который вынуждает ноги зайти в заведение и купить пару свежих пирогов.

Чувство и движение являются неотъемлемыми функциями, благодаря которым человек способен выживать. Конечно, все существа, имеющие мозг, определенным образом реагируют на объекты окружающей среды. В ходе эволюции люди развили еще одну функцию — способность говорить, словами выражая свои потребности. Наши ближайшие родственники шимпанзе, с которыми мы разделяем 98% генетического материала, не имеют устной речи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ребенок начинает говорить под воздействием речи взрослых уже в 7 месяцев. Он изучает язык не потому, что напрягает извилины, а потому, что в мозге уже есть встроенные системы, которые сами адаптируются под языковую среду. Для этого предназначены нижняя лобная область мозга, известная как Центр Брока, она помогает нам произносить звуки, выстраивая их в слова, и верхняя височная извилина, благодаря ей мы расшифровываем речь, которую слышим.

  • Чтение — это изобретение культуры

Около 5 тысяч лет назад люди изобрели письменность как средство передачи информации. Это «искусственный» навык, мы спокойно могли бы обойтись без шифрования звуков на бумаге или глиняной табличке. Соответственно, в нашем мозге нет выделенных областей для чтения, вроде языковых. Чтение — это сложный процесс, который происходит в три этапа: визуальная идентификация букв, связывание звуков речи с буквами и анализ смысла написанного. Мозг «перерабатывает» ткани из областей, предназначенных для других функций, чтобы сформировать нейронную «сеть чтения».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При чтении включается область, отвечающая за обработку и распознавание изображений. Она расположена в затылочной коре головного мозга и называется «областью визуальной словоформы». Пока эта область не развита, дети могут допускать ошибки в написании букв, например, зеркально отображая их.

С началом обучения чтению еще и зрительная кора начинает претерпевать изменения. В нормальном состоянии наш мозг не заботится о положении окружающих объектов, то есть стул все равно будет восприниматься как стул, даже если его перевернуть. Также мозг начинает учиться воспринимать буквы и их расположение в строчке. Большие сложности испытывают младшеклассники, когда приступают к изучению английского. Даже если они отлично понимают, как должна писаться буква «R», они случайно могут написать ее как «Я».