В России дешевеет топливо, а в США — наоборот: почему так происходит?

Сложившаяся в последние недели ситуация в России и вокруг нее привела к тому, что экспортная нефть не смогла попасть на внешний рынок, зато оказалась востребована внутри России.
В России дешевеет топливо, а в США — наоборот: почему так происходит?
Pixabay

В конце февраля 2022 года США и страны ЕС начали вводить санкции против России: сначала под удар попали банки, а после них и нефтяные компании. В результате запрета покупать у РФ нефть многие страны Европы и США стали испытывать дефицит топлива. Это было предсказуемо.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Обстановка в США

В результате США цена бензина за короткое время взлетела на 30 процентов. Год назад он стоил 2,79 доллара за галлон (0,74 доллара за литр), а теперь — 4,17 доллара за галлон (1,1 доллара). Дизтопливо же стоит 4,85 доллара за галлон (1,28 доллара за литр). Чтобы понять, насколько шоковой эта ситуация стала для большинства жителей США, только представьте на секунду, что в России бензин вдруг подскочил до цены 110 рублей за литр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такое резкое подорожание топлива в Америке особенно портит общую картину после того, как всего 2 года назад, весной 2020 года из-за локдауна в связи с пандемией коронавируса, бензин стоил очень дешево. Его продавали тогда в некоторых штатах по цене меньше 1 доллара за галлон.

В этой ситуации слышатся голоса, призывающие президента США снять существующий запрет на разработку месторождений нефти внутри страны. Определенная часть стратегических топливных запасов Америки, припасенных на крайний случай, уже распечатана и пущена в реализацию. Правительство США предпринимает различные шаги, чтобы снизить рост цен и не допустить обвала экономики, хотя некоторые эксперты уже фиксируют глубокую инфляцию, которая не наблюдалась в США более 40 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ситуация в ЕС

В Европе цены на бензин и дизель, и так традиционно высокие, также заметно выросли, что сильно ударило по кошелькам обычных граждан. С начала года в разных странах цены на бензин поднялись на в среднем на 7 процентов. Например, самый дорогой бензин в Финляндии, Швеции, Германии и Нидерландах, где уровень цен колеблется в районе 2 евро за литр. Меньше всего платят за топливо в Румынии, Словакии, Литве, Чехии, Венгрии и Хорватии — там цены в среднем не поднимаются выше 1,50 евро за литр бензина. Все это происходит в результате двух факторов:

  1. стабильно дорожает нефть Brent, которую добывают в Северном море;
  2. ограничены поставки российский нефти Urals.

Причем сами же европейцы и запретили России продавать нефть в своих странах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Положение в России

В России же ситуация с ценами на топливо совершенно противоположная. В результате наложенных странами Запада экономических санкций экспортеры нефти из нашей страны оказались в ситуации, когда больше нет возможности продавать товар прежним покупателям, а прибыль получать надо.

Поэтому экспортные потоки были перенаправлены внутрь страны, и нефти внутри России, которая готова к переработке, стало очень много. Отечественные НПЗ мигом сообразили, что надо быстро перерабатывать сырье и продавать его, чтобы избежать затоваривания.

В этих условиях независимые автозаправки получили доступ к большому количеству топлива, которое можно покупать и продавать без ограничений. В такой ситуации больше заработает тот, кто хоть немного, но достаточно заметно снизит цену на 1 литр топлива, и тогда все автомобилисты устремятся к нему. Вырастет объем продаж, и снижение цен с лихвой будет покрыто увеличившимся оборотом. Это азы бизнеса, и это как раз то, что мы наблюдаем сегодня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если раньше в РФ цены на бензин и дизельное топливо медленно росли, то в некоторых регионах заметно даже снижение розничных цен на АЗС: где-то на 1 рубль, а где-то даже на 1,5 рубля и даже на 2 рубля за литр. В Москве и Санкт-Петербурге пока нет таких заметных изменений, но зато цены перестали расти уже 2 недели. Признак, несомненно хороший. На российских же сырьевых биржах бензин за последние 2 недели подешевел в среднем на 10,5 процента, а дизтопливо даже на 12 процентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существенного снижения цен на топливо в рознице можно будет наблюдать через 3–4 недели, когда до АЗС крупных федеральных компаний дойдут поставки топлива, закупленного по новым сниженным ценам, и тогда мы увидим ценовую конкуренцию на рынке: каждая компания будет стараться выделиться среди других сниженной ценой, чтобы в итоге привлечь к себе больше покупателей и заработать на повышении спроса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, есть неприятный фактор, который может сдерживать снижение цен на топливо в РФ. Это случившийся в конце февраля резкий курс валют по отношению к рублю — до 30 процентов. Это общая беда, которая постигла всех, в том числе и топливный сектор. Также негативным фактором стало повышение ключевой ставки ЦБ с 9,5 процента до 20 процентов. Это не позволит сильно снижать цены тем АЗС, которые покупают топливо на кредитные деньги.

Ожидается, что государство в ближайшее время сможет найти какие-то резервные решения и включить нерыночные механизмы регулирования цен на топливо в России, чтобы нивелировать негативные факторы и помочь ценам на бензин и дизель хотя бы остаться на прежнем уровне. При этом можно ожидать, что цены на АЗС примерно через месяц действительно начнут снижаться. С подобными прогнозами недавно выступила и ФАС (Федеральная антимонопольная служба), которая считает, что для этого есть все возможности.