В России запчасти на иномарки подорожали 20-50%. Что будет с ценами дальше?
В 2024 году цены на запчасти для иностранных автомобилей в России выросли в среднем на 20-50%, что значительно превышает средни уровень инфляции (9,5%). Особенно сильно подорожали комплектующие для европейских марок — Mercedes, BMW, Volvo, Skoda, Audi и Volkswagen. Основные причины роста — санкции, сложности с оплатой поставок, скачки валютных курсов и общая инфляция. Кроме того, увеличились сроки ремонта автомобилей, а стоимость полисов каско также пошла вверх. Об этом сообщают «Известия».
Почему дорожают запчасти?
В 2024 году цены на оригинальные запчасти для иномарок на одном из крупнейших маркетплейсов выросли на 50-80%, сообщили аналитики JVO. Более доступные аналоги из Турции, Китая и Кореи подорожали меньше — на 25-45%. Самый резкий рост цен зафиксирован у электронных компонентов: датчики, камеры и блоки управления прибавили в стоимости почти вдвое. Элементы трансмиссии и двигателя (турбины, сцепления, топливные насосы) подорожали на 50%, тормозные колодки и диски — на 30-55%.
По данным «Ренессанс Страхования», в среднем запчасти для 30 самых популярных в России марок автомобилей стали дороже на 27%. Наибольший рост цен отмечен у европейских брендов — запчасти для них подорожали в полтора раза. Например, стоимость комплектующих для Mercedes увеличилась на 50-75% из-за полного прекращения официальных поставок и дефицита деталей. Схожая ситуация у BMW и Volvo.
Проблемы с поставками запчастей усугубляются из-за санкционных ограничений и сложностей с международными платежами, отмечает директор дирекции по урегулированию массовых убытков СОГАЗа Сергей Гончаров. Так, с марта по декабрь 2024 года запчасти для Skoda подорожали на 62%, для Audi и Volkswagen — почти на столько же, а для Renault цены выросли в 1,5 раза.
Запчасти становятся дефицитом
Руководитель управления урегулирования убытков «Абсолют Страхования» Юлия Федотова отмечает, что в 2024 году ухудшилась ситуация с логистикой: многие европейские запчасти стали недоступны к заказу, а их цена выросла более чем на 70%. При этом даже при высокой стоимости детали могут так и не поступить в продажу.
Дополнительную проблему создает сложность с электроникой: многие новые запчасти требуют специальной дорогостоящей прошивки, что еще больше увеличивает стоимость ремонта.
Кроме того, начали дорожать и запчасти для китайских автомобилей, которые ранее считались дешевыми в обслуживании. По словам директора департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Ивана Попова, в 2024 году стоимость некоторых запчастей для китайских машин выросла в два-три раза. В итоге владельцы таких авто могут столкнуться с ситуацией, когда комплектующие обходятся дороже, чем у европейских брендов.
Когда цены перестанут расти?
Рост цен на запчасти связан не только с санкциями, но и с колебаниями курса валют. В начале 2024 года доллар стоил 97 рублей, а к декабрю его курс поднялся до 107 рублей. Это сказалось как на стоимости самих деталей, так и на логистике, которая за год подорожала на 20–40%.
Тем не менее на складах в России пока есть запасы деталей, закупленных по прежним ценам, отмечает технический директор Fit Service Никита Родионов. Это временно сдерживает рост стоимости.
С другой стороны, на рынке появляется все больше аналогов оригинальных запчастей, особенно для автомобилей группы Volkswagen. Их качество, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), достаточно высокое, чтобы использовать при ремонте.
Подорожание запчастей влияет на стоимость полисов каско: в 2024 году страховщики повысили цены на 5-10%. В «Ингосстрахе» прогнозируют, что стоимость страховок будет расти и дальше, но без резких скачков. По ОСАГО также ожидается рост тарифов из-за увеличения цен на запчасти.
Из-за проблем с поставками увеличиваются и сроки ремонта. В среднем они растянулись, но по ОСАГО по закону страховая компания обязана либо провести ремонт в течение 30 дней, либо выплатить компенсацию.
По прогнозам экспертов, в 2025 году запчасти продолжат дорожать, но уже не так стремительно, как в 2024-м. Средний рост цен составит 5-15%, что связано с продолжающейся нестабильностью курса рубля и возможными новыми ограничениями на импорт.