Набирают кредитов, а мы потом страдаем: зачем мошенники взламывают Госуслуги
Воровство данных на «Госуслугах» — распространенный тип мошенничества в наши дни. Злоумышленники разными способами получают доступ к личным кабинетам россиян и затем воруют как личные средства, так и недвижимость.
Как же не попасться на крючок злоумышленников, в беседе с газетой «Известия» рассказал юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
Какие есть схемы?
По словам специалиста, аферисты как и раньше звонят по телефону, представляются сотрудниками Центрального государственного архива и сообщают, что готовы некие запрошенные на его имя документы. При этом они обращаются по имени-отчеству и даже могут назвать ваши личные данные вроде домашнего адреса, электронной почты или даты рождения.
«После этого большинство людей втягивается в разговор, не подозревая, с кем общаются на самом деле. Затем у вас интересуются, каким способом отправить документы — "Почтой России" или посредством электронной почты. Независимо от ответа вам сообщат, что документы к отправке готовы и остается лишь ввести в программу код подтверждения», — рассказал Хаминский.
Он добавил, что у многих это не вызывает никаких подозрений, так как именно таким образом получают посылки во многих логистических компаниях. Поэтому жертвы называют код из СМС-сообщения, а после лишаются сбережений и иногда имущества.
«Что же происходит на самом деле? Преступники узнают номер телефона, адрес электронной почты и другие персональные данные заинтересовавшего их лица. Затем заходят на портал "Госуслуги" и, выбрав функцию "забыл пароль", вводят номер телефона потенциальной жертвы. Затем под видом сотрудника госархива совершают звонок и рассказывают почти правдоподобную историю про исполнение запроса. Когда "клиент" практически готов, нажимают кнопку "восстановить доступ" и гражданину на телефон приходит СМС-сообщение "Код восстановления к учетной записи". Не сообщайте никому». Ничего не подозревающий гражданин произносит вслух четыре цифры и мошенники получают доступ к его профилю на "Госуслугах"», — пояснил юрист.
После этого, по его словам, в личном кабинете жертвы меняют номер телефона и e-mail для уведомлений и от имени жертвы совершают любые сделки.
Кроме того остается популярной банальный обзвон, когда мошенники представляются сотрудниками портала Госуслуг и убеждают в необходимости обновить персональные данные. Для этого предлагают установить специальную программу на личный смартфон. Далее с ее помощью получают доступ к личному кабинету портала или банковским приложениям.
Еще один развод появился совсем недавно. Злоумышленники звонят от имени «Мосэнерго» и «Мосэнергосбыта» и под предлогом поверки электросчетчиков, перерасчета платежей или подарочной выплаты в честь юбилея узнают код из СМС для доступа к «Госуслугам». Дальше все просто — оформляют кредиты, получают доступ к банковским картам и выводят денежные средства.
Как не стать жертвой?
Чтобы не стать жертвой таких злоумышленников, нужно взять себе за правило не верить никаким телефонным звонкам от незнакомых людей, как бы они не представлялись и что бы ни обещали. Настоящие сотрудники банков, правоохранительных органов и других организаций не будут звонить по телефону. Если сомневаетесь, можете перезвонить в организацию по официальному номеру, подытожил Хаминский.
Узнайте, как себя вести, если вам звонят мошенники: так у них точно не получится украсть ваши сбережения.