Российские вузы начали набирать «мертвые души»: зачем им несуществующие студенты

Участники таких схем становятся фигурантами уголовных дел.
Российские вузы начали набирать «мертвые души»: зачем им несуществующие студенты
Freepik

В России зафиксировано уже несколько случаев набора «мертвых душ» в высшие учебные заведения. В основном этим грешат небольшие региональные вузы, при этом схема уже заинтересовала компетентные органы. О том, для чего институтам и университетам нужны несуществующие абитуриенты, рассказала газета «Известия».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издание напомнило о жалобе сотрудников Елецкого государственного университета, которые сообщили: в вуз без экзаменов зачислили свыше 150 человек в возрасте от 40 до 74 лет. Свое коллективное обращение они летом прошлого года подали на местный портал «Площадь». В заявлении сказано, что руководство университета не только принимает «мертвые души», но и переводит их с курса на курс. По словам сотрудников, это делается, чтобы не потерять финансирование от Минобранауки, которое выделяется на бюджетные места.

В аналогичных махинациях были замечены и другие образовательные учреждения. В июне 2024 года бывший первый проректор Сыктывкарского госуниверситета Ольга Кушнир получила два года колонии по такому же делу. По версии следствия, в 2020-м вуз принял более 80 студентов, чтобы заполнить бюджетные места, однако эти люди не приступили к обучению. Впрочем, они получали стипендию и материальную помощь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно громкое дело коснулось филиала Воронежского государственного технического университета в Борисоглебске. Ему в 2020-21 учебном году предоставили 50 бюджетных мест, но после провала приемной кампании на 46 из них были зачислены «мертвые души».

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперты отмечают, что часто количество выпускников школ, которые сдают ЕГЭ по информатике или физике, равно или меньше числа бюджетных мест на первом курсе бакалавриата и специалитета по инженерным направлениям подготовки. Поэтому у вузов возникает недобор, который закрывают — в том числе выходцами из стран ближнего зарубежья. Кроме того, многие выпускники после школы вообще не продолжают образование. По словам старшего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Бориса Илюхина, в вузы идут лишь 60-65% одинадцатиклассников, в то время как число бюджетных мест в государственных университетах уже больше 60% от числа выпускников 11-х классов.

Недобор, в свою очередь, аналитики связывают с низкой престижностью обучения в региональных вузах. До введения ЕГЭ ученики оставались в регионах, так как не могли поехать в Москву или Петербург, чтобы сдать экзамены, однако сейчас у них есть возможность подать документы в заведения в крупных городах. Решить эту проблему, по их мнению, можно за счет объединения образовательных учреждений, а также повысив качество образования и улучшения инфраструктуры для студентов.