Кто виноват в ДТП с беспилотным автомобилем: разъяснение от Минтранса

Оформить ДТП с такой машиной можно будет только при участии сотрудника ГИБДД, а европротокол будет запрещен.
Теги:
Кто виноват в ДТП с беспилотным автомобилем: разъяснение от Минтранса
GettyImages

В России уже тестируют беспилотные автомобили без водителя в салоне. При этом до сих пор оставалось неясным, кто будет виноват, если такая машина попадет в ДТП. Теперь разъяснения на этот счет дал Минтранс в законопроекте о высокоавтоматизированных транспортных средствах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Документ оказался в распоряжении газеты «Коммерсант». Первые версии этого закона были представлены еще в 2021-2022 годах, однако тогда проект отправили на доработку. На прошлой неделе министерство транспорта представило третий вариант документа на заседании рабочей группы «Безопасность дорожного движения».

В нем описываются условия допуска беспилотников без водителей на дороги — среди них в том числе наличие «бортового устройства регистрации событий», а также системы, которая позволяет дистанционно перевести авто «в состояние минимального риска» с отключением автопилота и парковкой в безопасном разрешенном месте. Кроме того, в законопроекте прописан запрет на использование беспилотников на участках дорог, по которым идут маршруты перевозок опасных грузов — например, бензовозов. Авто без водителя смогут ездить только по магистралям, у которых есть «цифровой двойник» — речь идет о планах трассы, данных о состоянии дороги и наличии ДТП, передаваемых машине в режиме онлайн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GettyImages

Если беспилотное авто попадет в аварию, то основная ответственность за причиненный вред здоровью или имуществу третьих лиц, а также окружающей среды будет нести владелец машины, если он не сможет доказать, что ДТП произошло из-за «непреодолимой силы или умысла потерпевшего». В случаях, когда будет доказано, что ущерб причинен из-за конструктивных особенностей или недостатков системы управления или авто в целом, к ответственности за инцидент может быть привлечен производитель, а не владелец. Если причиной ДТП станет «неосуществление диспетчерского контроля», то ответственным за него окажется диспетчер, дистанционно мониторивший состояние авто и работу автопилота. Если же будет доказано, что авария случилась из-за плохого ТО, вина ляжет на дилера.

Оформление ДТП при участии беспилотных машин, согласно предложенному закону, будет возможно только при участии сотрудника ГИБДД, европротокол в таких ситуациях будет запрещен.

Пока судьба законопроекта неизвестна — его могут вновь отправить на доработку. Однако по плану Минтранса итоговый документ должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.