Грибы из темной материи хотят захватить мир: ученые бьют тревогу

Ученые находят повсюду ДНК невидимых грибов.
Грибы из темной материи хотят захватить мир: ученые бьют тревогу

Ученые давно твердят о том, что всех нас окружают грибы – будь то заплесневелый хлеб или цветущие организмы на дне Марианской впадины. Захват мира грибами может стать полноценным сюжетом для захватывающего фильма ужасов. Некоторые специалисты полагают, что это уже произошло.

Специалисты особенно пристально следят за подмножеством видов, называемых «темными грибами», которые до недавнего времени игнорировались человеком, поскольку большинство из этих грибов не видны вооруженным взглядом. Однако теперь эксперты уверены, что этот вид является «серым кардиналом», способным неуловимо влиять на глобальные экосистемы. Свое исследование ученые опубликовали на Scientific American.

Какие грибы нельзя класть в суп: их токсины выделяются в воду

Где собирать грибы в Архангельской области: самые урожайные места для «тихой охоты»

Куда идти за грибами в Новгородской области: самые урожайные места для «тихой охоты»

Темное разнообразие — это набор видов, которые отсутствуют на исследуемом участке, но присутствуют в окружающем регионе и потенциально способны обитать в определенных экологических условиях. Термин был придуман учеными Тартуского университета, которые вдохновились идеей темной материи в физике – материей, которую нельзя увидеть напрямую либо измерить, но ее существование невозможно отрицать.

Однажды аспирантка из Швеции отправилась на север страны изучать распространение конкретного вида грибов, однако вместо него она обнаружила следы ДНК совершенно неизвестных видов. Ни одного целого организма ей не удалось найти. С тех пор ученые поняли, следы невидимых грибов присутствуют по всему миру – в тибетских ледниках и океанских впадинах. На сегодняшний день описано всего 150 тысяч из миллионов предполагаемых видов грибов. Многие из них не могут быть доступны для дальнейшего исследования.

В 2023 году представитель Гетеборгского университета пояснил: «Концепция темного биоразнообразия обозначает виды, которые восстанавливаются путем секвенирования ДНК из таких субстратов, как почва и вода, хотя ранее ни одна особь этого вида не наблюдалась на этой территории». В прошлом году было проведено исследование, в рамках которого специалистам удалось установить, что из 500 тысяч различных видов грибов около 300 тысяч являются частью «темного разнообразия». Они полагают, что это свидетельствует о том, что наше понимание мира крайне ограничено, что потенциально делает предыдущие геологические и климатические исследования ненадежными.

Ученые не понимают, откуда темные грибы получают энергию и питательные вещества, а также неясно, в каких экологических процессах они участвуют. На данный момент они не учитываются ни в одной из существующих моделей потоков массы и энергии, что ставит под сомнение достоверность работы любой из этих моделей.

Пользователи Reddit под постом на эту тему шутят про «Грибные звездные войны», а некоторые «приветствуют своих грибных повелителей».