Не «работайте головой»: ученые заявили о вреде умственного труда
Не секрет, что умственные нагрузки могут приводить к серьезной усталости. Как правило, после качественного отдыха этот негативный эффект исчезает, однако исследователи из Университета Неймегена в Нидерландах заявили, что умственный труд может быть вреден для человеческой психики. Дело в том, что он приводит к негативным эмоциям.
Специалисты проанализировали состояние участников исследования после выполнения каких-либо сложных умственных задачи и пришли к неутешительному выводу. Оказалось, что это приводит к появлению негативных ощущений, таких как разочарование, раздражение, а также увеличивает уровень стресса. При этом результаты не зависели от типа задач или выбранной когорты испытуемых, так как они все пожаловались на неприятные эмоции. Таким образом ученым удалось выявить универсальную закономерность.
Исследователи изучили данные 170 предыдущих исследований, охватывающих период с 2019 по 2020 год и включающих в себя 4670 участников из 29 стран. В каждом исследовании добровольцы оценивали уровень своих умственных усилий и степень неприятных эмоций, испытываемых при выполнении различных когнитивных задач.
«В целом, умственное усилие ощущалось отталкивающим в разных типах задач (например, задачи с обратной связью и без нее), в разных типах населения (например, население с университетским образованием и население без университетского образования) и на разных континентах. Поддерживая теории, которые концептуализируют усилие как стоимость, мы предполагаем, что умственное усилие по своей сути отталкивающее», — говорится в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Psychological Bulletin.
Результаты анализа позволили специалистам сделать вывод, что чем больше сил требует какая-либо когнитивная задача, тем больше негативных эмоций она вызывает у испытуемых. Особенно сильная связь между умственными усилиями и неприятными чувствами была замечена в европейских и североамериканских странах, в то время как в азиатских странах эта связь оказалась менее выраженной. Такое положение дел может быть связано с особенностями обучения и подготовки учащихся в этих регионах — как правило, в Азии родители особенно тщательно следят за учебой детей, поэтому негативные эмоции, связанные с умственным трудом, могут быть уже привычны.
Однако возникает вопрос — ради какой цели проводилось это исследование? Авторы научной работы уверены, что результаты позволят более детально подходить к составлению образовательных программ. Учет того фактора, что умственные нагрузки могут быть неприятны для широкого круга людей, позволит выработать новые способы поддержки и мотивации учащихся школ и вузов, а также сотрудников различных компаний. Это позволит снизить их уровень стресса.
5 эффективных способов справиться с повседневным стрессом
5 опасных признаков хронического стресса: узнайте, как себе помочь